Найти тему

Похвальное слово норманизму

Вот уже два с половиной века дон Кихотами самых разных мастей, возрастов и званий ломаются копья вокруг теории создания высокоразвитой русской государственности вождями примитивных скандинавских племен.

Эта теория отвергается, осыпается проклятиями и... преподается в школах. Однако, как ни странно, никто до сих пор так и не удосужился озвучить причины, по которым данная сказка была придумана и объяснить, какую пользу норманизм принес Российской Империи.

Что же, придется сделать это самому.

Истоки «скандинавской теории» лежат в 1654 году, в знаменитой Переяславской Раде, вернувшей малоросские земли в лоно исконной святой Руси. Точно так же, как все сказки заканчиваются свадьбой — именно Радой заканчиваются все повести о событиях XVII века.

Но точно так же, как в жизни именно со свадьбы начинается все самое интересное — так и последствия Переяславской Рады довольно серьезно перекроили реалии Русской державы.

-2

Вместе со всей Малороссией, представляющей из себя юго-восточные регионы Польши, в состав России влилась и тамошняя насквозь униатская Церковь — каковая сразу заявила о своем гигантском духовном превосходстве над Русской Православной Церковью!

Прежде всего потому, что это именно она открыла путь христианству на Русь — ибо находится между Византией и Московией,

-- ибо именно в Киеве Владимир крестил Русь, даровав русскому народу истинную веру, а крещение Киева равносильно крещение всей Руси, и само собой...

-- ибо Киев — есть мать городов русских!

-3

А значит, духовность киевская — есть духовность высшего порядка в сравнении с дикостью звероподобных угрофинских варваров, обитающих в лесных чащобах и известных своим варварством и безграмотностью! Только и исключительно вокруг Киева, на юго-востоке Польши, обитали настоящие знакокачественные русские, в отличие от русских второго сорта, живущих на территории всего остального государства!

-4

И потому второсортные русские людишки должны гордиться своим счастием кормить, поить и содержать высшую юго-польскую диаспору! Или, говоря современным языком: «Украинское духовенство стало культурным мостком между Московской Русью и Западною Европой, по которому эпоха "просвещенного абсолютизма" распространилась и на отсталую Московию». (Євсєва Т.М. Роль церковної еліти у формуванні політичної самосвідомісті українців ХѴІІ-ХѴІІІ століть // Український історичний журнал.- 1999, №2. С. 102.)

Да-да, не удивляйтесь! Века проходят один за другим, поколения сменяются многими десятками — а риторика «классического хохлизма» и по сей день остается неизменной, как константа Больцмана.

В конце XVII века к легкому полоумию провинциальных попиков в столице отнеслись снисходительно — однако в 1682 году на трон восходит царь Петр 1, широко известный своим патологическим западопоклонничеством. Ему русофобская риторика польского духовенства пришлась по вкусу, и потому он начал активно назначать на архиерейские посты в РПЦ именно польских выходцев. За время своего правления Петр 1 утвердил в митрополиты 39 киевлян — против 19 русских епископов; причем еще шестеро митрополитов оказались и вовсе иностранцами — эмигрантами с Балкан.

-5

Дальше — больше. Малороссы активно потянули наверх своих земляков, и за годы возникшего после смерти Петра «междувластия» с 1724 года по 1741 годы из 67 новоназначенных в России архиереев 38 оказались киевлянами! В итоге к 1754 году, уже в царствие Елизаветы — из всех архиереев русских по происхождению и образованию осталось всего лишь только 4 (четверо)!!! Все прочие — являлись выпускниками Киево-Могилянской академии, выходцами из бывших южных польских земель.

Всего четверо русских иерархов на всю русскую державу! Сиречь — практически вся верхушка РПЦ состояла из урожденных поляков!

Между тем, в XVIII веке РПЦ — это не только красивые наряды, крестные ходы и молитвы. Это в первую очередь церковно-приходские школы — основа всеобщего образования, это еще и регулярные проповеди, молебны поминальные и за здравие, это всеобщие праздники и наставления. Проще говоря, РПЦ XVIII века — это СМИ и Министерство образования в одном флаконе. И с учетом южно-польского мировоззрения духовенства и его уверенности в польском расовом превосходстве вся эта огромная машина убеждения принялась насаждать в умах русского народа постулаты о даровании духовности, грамотности, и вообще всего мировоззрения русском народу извне. Из Киева и из Византии.

-6

Разумеется, в таких условиях назначение малоросских церковников в российские епархии считалось делом естественным и правильным — ведь дикарей надобно просвещать! Попытки же обратного движения вызывали в присоединенных землях настоящие истерики. Так, бурные протесты духовенства и паствы вызвала попытка назначения в 1722 году на Киевскую кафедру святителя Варлаама (Вонатовича), острым неприятием встречались книги московской печати, отрицались церковные службы и пения по «московскому образцу», а так же крещение младенцев «по-московски» — погружением в купель.

В Елизаветинское царствие оный хохлизм в образовании и религии оказался серьезно отягощен страстным «покровительством», каковое императрица оказывала хоровому певчему Алексею — благодаря чему оный красавчик стремительно превратился в графа, затем в фельдмаршала, стал владельцем огромных земельных владений, и под конец смог уговорить государыню возродить в Малороссии гетманство. И не просто возродить — но и сделать его наследственным, превратив гетманство в особый высший титул, передаваемый от отца к сыну! В 1750 году это случалось: высочайшим указом Елизаветы в составе Империи возникло вассальное государство размером со среднюю европейскую державу...

Вот так  выглядит гетманство на карте. Не всякое европейское государство достигало таких размеров
Вот так выглядит гетманство на карте. Не всякое европейское государство достигало таких размеров

Для любого независимого наблюдателя ситуация в державе складывалась катастрофически. В ходе множества маленьких, почти незаметных глазу уступок в Российской империи появилась альтернативная правящая династия, каковая в силу «знакокачественного превосходства» своих представителей имела как бы заметно больше моральных прав на власть, нежели дикие «петербургские немцы». Эта южно-польская династия опиралась на активную поддержку русского духовенства, особенно среди высших иерархов, а кроме того эту династию подкрепляла воспитанная почти за сто лет в христианском населении ментальность, согласно которой Киевская Русь воспринималась как колыбель русского народа, русской ментальности и русской государственности.

Чтобы эта мина рванула, разрывая Империю гражданской войной — не хватало всего лишь одной малой искры, удачного повода для перехода от подспудного влияния к активным сепаратистким действиям. Но пока государыня Елизавета оказывала Малороссии постоянное покровительство — всех все устраивало, «неньке» и так было очень хорошо и уютно.

Однако -- что случится, когда императрица умрет?

Императрица Елизавета Петровна
Императрица Елизавета Петровна

И это случилось! В декабре 1761-го Елизавета скончалась. В сентябре 1762-го года на трон взошла Екатерина II.

Помните, что она сделала в первую очередь, едва дотянувшись до власти?

Екатерина II кисти Рокотова
Екатерина II кисти Рокотова

Хотя -- о чем это я?! В российских учебника упоминать об случившихся событиях категорически и однозначно запрещено! Так что для ознакомления с фактами придется открывать академические энциклопедии.

Ивот только из энциклопедий мы узнаем, что Екатерина немедленно, сразу, еще даже до официально вступления на престол, буквально одновременно с военным переворотом и низложением супруга занялась уничтожением Русской Православной Церкви!

Ее разгоном, разорением, истреблением, лишением всех прав и любого влияния!

Всего за один год Екатерина II закрыла 418 монастырей по всей России!!!

Спустя два года — вычеркнула из списка живущих еще 149 обителей!

В ходе разгрома с красивым названием «Секуляризационная реформа» архиереи польского происхождения не просто убирались со своих постов. Они даже не истреблялись — они полностью стирались из архивов и людской памяти! К примеру, митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Мацеевич, по рождению польский шляхтич — был разжалован в миряне, переодет в крестьянское платье, заточен в Ревельскую крепость под именем Андрея Вракина. Здесь он скончался 28 февраля 1772 г. и похоронен как частное лицо.

Священномученик митрополит Арсений
Священномученик митрополит Арсений

И да, пусть вас не удивляет, что его арестовали весной 1763 года за протесты против реформы будущего, 1764 года. Просто императрица так спешила разгромить РПЦ, что почти все ее решения пришлось потом оформлять «задним числом».

В общем и целом, за 3 года «реформы» Екатерина II закрыла 2/3 русских православных монастырей, оставив только 387 монастырей из 953, а так же изъяла у Церкви почти миллион крестьянских душ и все земельные владения. Этот рекорд бескомпромиссной антицерковной борьбы не удалось перекрыть более никому! Даже атеистам-большевикам после установления Советской власти!

Монастырь РПЦ после церковной реформы
Монастырь РПЦ после церковной реформы

Таким образом, основная опасность оказалась устранена — малоросская династия совершенно лишилась поддержки духовенства. Вернее — лишилась собственно духовенства киевского происхождения в рядах РПЦ. Такое вот получилось простое и радикальное решение проблемы.

Однако второй опасностью являлся воспитанный церковно-приходскими школами массовый менталитет, возвышающий духовность Малороссии над всей остальной державой; обеспечивающий особый авторитет как Киеву, так и лицам киевского происхождения. Покуда у Киева сохранялся этот особый статус — на почве расового превосходства неминуемо стали бы вырастать все новые и новые сепаратисты разного уровня, каковые автоматически получали бы поддержку в широких массах. Ибо — Киевская Русь есть праматерь русской державы, духовности, народности, и т. д. и т. п.

-12

Эту проблему требовалось срочно устранить, причем так же радикально.

Задача непростая — ибо новая система образования должна была нивелировать уже накрепко внедренный в массовой сознание миф о малоросском духовном превосходстве — но в тоже время не противоречить уже утвердившимся побасенкам о крещении Руси и Киевском «первородстве» в русской державности. И сверх того — новая система образования была обязана воспитывать преклонение перед имперским троном в Санкт-Петербурге и насаждать в народных массах «имперское мышление».

И вот, одновременно с разгоном РПЦ, для России настала «эпоха просвещения»!

Екатерина Великая в лаборатории Ломоносова.  Ломоносов настолько уверенно опровергает "норманскую теорию",  что 2 мая 1763 года отправляется в отставку -- дабы не мешал "просветительству". Уже через месяц вернулся к службе с повышением, просто пообещав переключить свою энергию с истории на географию.
Екатерина Великая в лаборатории Ломоносова. Ломоносов настолько уверенно опровергает "норманскую теорию", что 2 мая 1763 года отправляется в отставку -- дабы не мешал "просветительству". Уже через месяц вернулся к службе с повышением, просто пообещав переключить свою энергию с истории на географию.

Уже через год после своего восхождения на престол Екатерина основывает «Смольный институт благородных девиц», «Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц», открывает несколько училищ для мальчиков при Академиях наук и художеств, создает «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей», реформирует «Сухопутный кадетский корпус», издает Указ «Учреждений губернских», в которых накладывает на местные комитеты обязанность открывать «мирские» училища губернского и уездного уровня; в России ею создается широкая сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе.

В этой новой общеобразовательной программе для русских школьников появилось два очень интересных пункта, два очень важных исторических постулата, до XVIII века неведомых никому из историков и летописцев.

1) «Норманская теория»побасенка о возникновении русской государственности благодаря приглашенным новгородцами скандинавским наемникам.

С точки зрения науки вся эта теория — есть полнейший шизофренический бред пьяного наркомана, противоречащий всем известным археологическим фактам!

Но с точки зрения пропаганды: оная история рассказывает населению о рождении Русской Державы в холодной Новгородской Руси — принижая Киев до роли второстепенного городка, платящего дань хазарам, и получившего свободу из рук «новгородских варягов», ставших к тому же его первыми князьями (Аскольд и Дир). И хотя Малороссия как бы остается Киевской Русью — она становится Русью уже не «первородной», а второстепенной, «варяжской». Одной из русских окраин, провинций, пусть и с красивым прошлом.

Но самой важной находкой этой «теории» является происхождение русской государственности именно из Скандинавии!

С одной стороны — авторы «норманизма» позаботились о безопасности России на многие века вперед. Ведь малонаселенные, нищие и недоразвитые скандинавские государства заведомо никогда в истории не смогут предъявить претензии на русский престол, ссылаясь на данную теорию. Скудные земли Скандинавского полуострова никогда не позволят тамошним племенам набрать достаточно сил, чтобы противостоять обширной русской державе.

С другой — вынос «родителей» России за ее пределы навсегда снимал вопрос о том, кто из населяющих Империю народов главнее других. Равны все! Ни у кого нет права «первородства», и никто не может сказать, что подчинил своих соседей или был ими покорен.

2) «300-летнее «Монгольское иго» — миф про покорение древней Руси библейским народом Гога и Магога.

С точки зрения науки — вся эта побасенка есть полнейший шизофренический бред пьяного наркомана, прямо противоречащий всем известным летописным и археологическим фактам.

Но с точки зрения пропаганды: эта история рассказывает населению о долгой и мужественной борьбе московских (именно московских!!!) правителей против могучей басурманской силы, достижении свободы для всего населения Русской равнины и спасении православия. Киевская Русь во всей этой истории нигде даже близко не валяется. И пусть Владимир давным-давно «крестил Русь» в Киеве — однако от поругания и порабощения веру христову спасла златоглавая Москва! Вся слава, весь почет и уважение в спасении России от сказочной агрессии достается московскому престолу и его прямому наследнику — имперскому престолу Екатерины II!!!

Таким образом, данная совершенно бредовая побасенка дарует Имперскому престолу вполне реальное моральное право на честь, почет и уважение на вечные времена, а служение этому престолу — становится честью для каждого приличного человека.

-14

Школьный курс, созданный для своей державы, Екатерина II всегда держала под строгим контролем и решительно пресекала любые попытки кого-бы то ни было вмешаться в ее систему образования. К примеру, известной меценат Николай Новиков, затеявший печатать независимые учебники и открывший два училища — именным указом Екатерины схлопотал от государыни 15 лет карцера (камера №9) в Шлиссельбургской крепости, а его книги были арестованы и сожжены.

Причем причины подобной жестокости так и остались для современников великой необъяснимой тайной...

-15

После зачистки польского духовенства и насаждения в народе новой ментальности судьба гетманщины была, понятно, предрешена. Ее просто распустили — самым обычным административным постановлением. И даже сам гетман Разумовский не посмел произнести по поводу исчезновения своего звания и своей династии ни единого недовольного слова.

Последний гетман в истории. Портрет кисти Луи Токке
Последний гетман в истории. Портрет кисти Луи Токке

Теперь осталось лишь подвести итог нашего краткого исторического обзора.

Так к чему привело насаждение «норманской теории» в русское образование?

1) Норманизм позволил достаточно быстро и эффективно погасить опасность сепаратизма в реалиях XVIII века.

2) Норманизм позволил раз и навсегда обрубить любые попытки влияния греческой Церкви на РПЦ, ограничив некое «духовное родство» и «материнскую заботу» простым принципом: «Было, да быльем поросло».

3) Норманизм позволил спасти русский народ от ментальности «хохлизма», в котором польский гонор перемешан с жадной провинциальной селюковщиной, в которой своя хатка и свой огородик считаются для человека превыше всего. Тот самый хохлизм, каковой стал проклятием Нестора Махно. Ведь солдаты батьки Махно были всегда готовы без колебаний умереть только за родную деревеньку! Покидать свой хуторок они категорически не желали -- ибо плевали на все, что творится сразу за околицей.

4) Норманизм раз и навсегда закрыл вопрос с тем, какой из народов в составе государства старше и важнее. Для Империи нет никакой разницы между русским Кутузовым, грузином Багратионом или шотландцем Барклаем-де-Толли. В Империи существуют только люди Империи, независимо от их происхождения! Равно как и для имперцев Родиной является вся Россия -- а не личный огородик в деревне Шелепетовке.

5) И наконец, норманизм позволил русским говорить любому и каждому из встреченных народов: «Во вступлении в Империю нет ничего зазорного. Мы и сами государственность из чужих рук приняли. Однако смотрите — построили самую мощную державу на планете. Империя не требует покорности, в Империи все равны. Просто присоединяйтесь к нам — и тогда вы тоже станете частью великой Имперской силы»

Весьма удобная переговорная позиция для государства, активно растущего сразу по всем направлениям.

-17

Таким образом, как ни крути, но решение Екатерины II использовать шарлатанскую «норманскую теорию» в качестве научной и исторической истины стало весьма удачным политическим решением, которое принесло России немалую пользу как в реалиях XVIII века, так и в дальнейшем — до тех пор, пока имперская идея развития государства не сменилась идеей коммунистической, оказавшейся на некоторое время самой популярной на нашей планете.

И во всей этой истории остается в тени только одна-единственная непонятка: а откуда вдруг в руках Екатерины II взялся подобный полноценный курс общего начального образования? Продуманный, хорошо выверенный, грамотно заточенный на конкретную цель и полностью готовый к употреблению?

Общеобразовательный курс даже для начальной школы — это вам не институтский диплом! Его даже самый лучший студент за пару дней в подсобке сочинить не способен. Это долгая, объемная и профессиональная работа. Что до «норманизма» — так это вообще работа очень грамотных спецов самой высшей квалификации, причем обладающих хорошим знанием истории!

Для «скандинавской теории» авторы невероятно ловко использовали с одной стороны — средневековый миф о происхождении русской правящий династии от римских императоров, выкинув из него первую половину, с происхождением Рюрика от кесаря Октавиана-Августа, а с другой — воспользовались недоделанным черновиком «Повести Временных Лет».

Создание этой фальшивки затеял еще Петр 1 -- но после первых поражений в войне со Швецией забросил за ненадобностью, поскольку все пошло не так, как им планировалось. В результате получился уникальный документ, каковой вроде бы как и старинная летопись — но в нем наряду с изложенными по годам событиями существуют еще пропуски вот такого вида (цитата начинается):

«В лѣто 6360, индикта 15, наченшю Михаилу цесарьствовати, начася прозывати Руская земля.

В лѣто 6361-е. ... В лѣто 6362-е. … В лѣто 6363-е. … В лѣто 6364-е. … В лѣто 6365-е. ... [не знаю, что про эти годы писать, потом чего-нибудь придумаю]

В лѣто 6366-е. Михаилъ цесарь изыде с вои берегом и моремъ на болъгары.

В лѣто 6367. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ...

В лѣто 6368. … В лѣто 6369. ... [ничего сейчас в голову не лезет, потом про эти года чего-нибудь придумаю]

В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти.»

Ну и так далее — примерно две трети текста состоит из подобных незаполненных лакун. Ну, недоделан черновик, клиент от заказа отказался -- какие претензии?

Зато легализация подделки уже проведена -- бери и пользуйся!

Согласитесь — очень, очень удобный для историков документ. Особенно, если удается не показывать его оригинала посторонним .

Это сегодня любой желающий может сходить на сайт Пушкинского дома — и изумиться увиденному. В XVII веке летопись оставалась недоступной даже для большинства историков. Всем им приходилось на слово верить академикам о древности ПВЛ и ее содержимом.

Все вышеизложенное авторам «норманизма» требовалось знать до мелочей — причем еще и хорошо понимать, как правильно этим своим знанием воспользоваться. В общем — налицо сложная и многолетняя работа как минимум нескольких опытных специалистов.

Кто выполнил эту работу для Екатерины II? Где императрица взяла полноценную систему образования уже в первые же годы своего правления?

Для знающих историков ответ лежит на поверхности!

Однако, тайна возникновения русского образования в середине XVII века — это тема уже для своей, отдельной истории.

-18

Хотите хорошо знать русскую историю? Скачивайте лучшие документально-приключенческие романы и аудиокниги о нашем прошлом!