14 апреля 2019 года наконец-то вышла долгожданная первая серия заключительного 8-го сезона всемирно известного сериала "Игра Престолов". Её просмотр, оставивший далеко не самые приятные чувства, вдохновил меня подумать о том, как великолепная история, иносказательно повествующая о проблемах современности, превратилась в унылую фэнтезийную героику.
Исторический контекст
Чтобы написать великую книгу недостаточно просто талантливо писать. Нужно быть в какой-то степени философом, в какой-то социологом, в какой-то степени предсказателем. Нужно чтобы образы и идеи, которые ты затрагиваешь в своих книгах затрагивали глубинные пласты душ твоих читателей.
К примеру, до сих пор одной из самых популярных художественных книг в истории считается "Унесенные ветром". Созданный ей образ Скарлетт О' Хары, никогда бы не получил бы столько популярности вне контекста Великой Депрессии. Даже сейчас, когда феминизм течет изо всех щелей, она бы не получила столько отклика. Скарлетт боролась не за "права", а за выживание, как и женщины первой половины XX века, потерявшие мужчин на фронтах Первой Мировой и не имевших никакой опоры в жизни.
Первая книга цикла "Песни Льда и Огня", положенная в основу сериала "Игра Престолов" увидела свет в 1996 году. Работу над ней Джордж Мартин вел всю первую половину 90-х годов. Каким было это время?
Для Запада это был малый "Золотой Ве". Холодная война окончилась поражением советского блока, средства, шедшие на военное соперничество были направлены на другие интернет, шоубизнес, дешевую ипотеку, США стало единоличным мировым гегемоном и соперничество двух её партий влияло теперь на мир больше, чем все остальное.
Почти такой же Мартин рисует нам столицу Семи Королевств: Королевскую Гавань, этакую смесь Нью-Йорка и Вашингтона, в которой сосредоточена все политическая власть, замыкаются мировая торговля и финансы. Власть в Королевской Гавани делят несколько кланов, которые с помощью интриг, заговоров и мелкой грызни делят друг с другом денежные потоки для собственных проектов, раздувая этим и так неприличный госдолг. Походя, они решают, каким образом подослать убийц к своим политическим оппонентам внутри стране или за рубежом, сколько деревень разорить, чтобы проучить конкурентов, как столкнуть лбами своих соперников.
Законченная картина мира
Книги Мартина рисуют законченную картину мира, причем мира не столь вымышленного, сколько нашего, в котором действующим лицам, странам и организациям лишь сменили имена и нарядили в средневековое облачение. Вестеросс, который Мартин описал, имея ввиду коллективный Запад, подвержен лицемерию, аморальности, коррупции, но все, что его окружает ещё хуже, поэтому он выглядит не так плохо.
На Севере, от которого Вестеросс отгородился стеной, тысячи обездоленных людей, вынуждены пробиваться на юг, чтобы спастись от бесчеловечного режима, желающего превратить всех в послушных зомби. На Востоке, в Эссосе, ситуация с "правами человека" ещё хуже. Рабство, правовое неравенство, религиозное мракобесие - все это там норма.
Дейнерис в заливе Работорговцев действует точно так же как армия США в Ираке и Афганистане. Она пытается уничтожить человеконенавистнические режимы, но в процессе борьбы количество её жертв превосходит погибших от рук угнетателей. Города, которые Дейнерис освободила от тирании, возвращались к прежним порядкам, когда она уходила. Люди по-другому жить не умеют.
В книгах Мартина ставится множество проблем и вызовов, которые стоят перед человеческой цивилизацией в первой половине XXI века: взаимодействие элит и рядовых граждан, социальное неравенство, беженцы и иммиграция, войны и права человека, сотрудничество государств, народов и культур. По всем этим вопросам Джордж Мартин дал интересные ответы, высказанные от лица его сложных и противоречивых героев.
В сериал все то, что составляет идеологический и философский смысл "Игры Престолов" не показали или показали в кастрированном виде. Просмотры и кассу набирает обнаженная плоть, подростковый цинизм, инфантильные супергерои, нарочитая жестокость, акцентированное добро и карикатурное зло. Продюсерам сериала нужно кормить семьи, а не давать людям задумываться о чем-то большем.
Сериалы - это развлечение. Книги - пища для ума.