Найти тему
KAZAK.PRESS

Легенда о разделении Великого Войска Кубанского

На Дону много было побито народа войсками царя Ерохи (Петр I). A когда он умер, его жена царица Катярина тоже гонение на Некрасовцев делала. Вот Игнат (Некрасов) тогда и решил свой народ спасти, потому и увел казакох на Кубань, а потом в Турцию. У Игната было два брата, они тоже пошли с ним от гонения царицы. Ну, тогда пришел Некраса на границу Турции, салтан просил Некрасу, чтоб дал он клятву. Тогда стрельнул Игнат в свое знамя. Прострелил Некраса знамя, с того времени оно пробито. Гутарили и другое, будто бы в бою пробила Катярина, когда Игнат воевал с ней. Хвалилась она, что Игната победила.
Старики нам, молодым, гутарили, что после клятвы Игната на знамени, братья сказали ему: «Чего это ты, Игнат, делаешь? От чего мы уходим, до того пришли?».
«А от чего мы уходили?» - спросил Игнат братьох.
«От того, что царица гонение делала на нас и нашу веру. Крест нам попирала, знамя прострелила, а ты в крест сам стрельнул, клятву басурманину дал. Ты попираешь веру. Вот мы и пришли с тобой до того, от чего уходили. Не уйдешь, Игнат, от себя и своей крови. Надо на Дон возвертаться!»
Заспорили, кто за Игнатом шел, а их больше было, за сабли взялись. Не останови их Некраса, казаки порубали бы раскольщиков. Старики отвечают братьям: «Для спасенья народа клятва дана. Игнат ниже креста стрелял, беды в том нет». Братья Игната не согласились, ну, не подчинились Некрасе-сударю, старикам. Тогда и разделилось Великое Войско Кубанское на три части. Два брата взяли к себе часть Войска. Они как бы бунт устроили, вроде измены учинили в Войске Кубанском. Казакох с ними пошла малая толика. Когда отошли братья от Игната, так они и меж собою согласия не нашли, разошлись, кто куда захотел. Один пошел с казакох в Расею. Это тот, что гутарил: «От чего мы ушли, до того и пришли». Повел он казакох. Пришли на Дон, а цари¬ца того самого и казакох, что с ним ушли, побила. Ни одного в живых не оставила. Другой брат по морю переправился, да шторма застигла. Все они потопли с кораблями вместе.
Нельзя делиться было братьям Некрасы. А всему виной себялюбие. Каждый хотел головой быть, а разума не имали и разе можно было от Игната отделяться? Остался Игнат со своим Войском. Пришел он на Еноз и Майноз. Посадил казакох на землю, побыл на Майнозе, а потом взял себе охрану, сколько-то казакох, да ушел за Пещаное море (пустыня Сахара в Африке). Гутарили наши старики, что Некраса пошел искать хорошую землю для своего народа. Найди такую землю Игнат, он беспременно пришел бы за нами на Майноз. Может, умер Игнат-сударь, да мы того не знаем. Был ба живой, объявился…»
Ф.В. Тумилевич: «Сказки и предания казаков-Некрасовцев». Предание записано 3 марта 1947 года от казака-Некрасовца Б.Т. Мантаева, в хуторе Ново-Некрасовском на Кубани.
Взято из книги Александра Константиновича Ленивова «Кубанская казачья старина» (1972 год).