Найти тему
Николай Цискаридзе

Балет «Нижинский» Джона Ноймайера

Вацлав Нижинский
Вацлав Нижинский

Я с большим удовольствием представляю вам балет «Нижинский» в постановке Джона Ноймайера. Этот спектакль поставлен о судьбе и творчестве одного из выдающихся артистов рубежа XIX–XX века – Вацлава Нижинского.

Этот уникальный танцовщик является кумиром Джона Ноймайера с самого детства. Ноймайер родился в городе Милуоки в США. В шестом классе он прочитал одну из книг, посвященную биографии Нижинского, которую написал одноклассник Вацлава. Ноймайер так проникся этой историей, что всю свою жизнь он посвятил тому, что он стал не только восхищаться, читать что-либо и узнавать о своем кумире, но и собирать огромную коллекцию, связанную с его творчеством и личной жизнью.

Мне доводилось бывать в гостях у Джона и видеть часть этой коллекции. Она выставлялась много раз в разных европейских столицах и музеях.

Еще в самом начале своего пути, когда Джон ребенком мечтал о балетной вершине, о том, чтобы стать танцовщиком, он очень проникся судьбой и биографией Нижинского. И вот когда он ставил свой балет, то указывал, что это не биографический спектакль, а именно спектакль о душе Нижинского, о тех переживаниях, которые он испытывал.

Сам Джон Ноймайер учился в Копенгагене и в Лондоне, танцевал в Германии, но очень проникнут русской культурой. Джон много раз приезжал гастролировать и ставил свои спектакли на российских сценах, но каждый раз, когда он приезжал в Санкт-Петербург, то всегда приходил в школу на улицу Зодчего Росси, бывшую улицу Театральную, где учился Нижинский, где он воспитывался. Также тогда в этом здании, была репетиционная база Мариинского театра, поэтому вся жизнь выдающихся артистов, почти до конца ХХ века, проходила именно на этой улице и в этом здании. И когда-то абсолютно бескорыстно Ноймайер поставил номер для ленинградской школы, в дань уважения своему кумиру.

Спектакль «Нижинский» начинается с очень интересной сцены: бальный зал одного из отелей города Сент-Мориц, 19 января 1919 года. Все биографы подчеркивают, что это было последнее выступление Нижинского как танцовщика. К сожалению, дальше его судьба сложилась очень трагично, потому что очень долгое время у него было психическое расстройство. Разные люди пишут свои труды, почему это произошло, но дело в том, что и у его старшего брата, и у его отца были такие психические отклонения, которые в дальнейшем психиатры назвали «шизофренией».

Вот весь спектакль – это такой диалог балетмейстера со своим кумиром о его жизни, о состоянии его души. И одного исполнителя, который исполняет Нижинского... В балете несколько танцовщиков исполняют разные части из разных спектаклей, разные моменты жизни. Иногда на сцене присутствует сразу четыре исполнителя, которые изображают Нижинского в разных ситуациях. Весь спектакль поставлен на музыку четырех композиторов: это Римский-Корсаков, Шопен, Шуман и Дмитрий Шостакович.

Джон Ноймайер
Джон Ноймайер

Мне довелось видеть весь спектакль, и он очень похож на шедевр Бориса Эйфмана «Красная Жизель», который тоже поставлен по трагической биографии одной из выдающихся балерин начала ХХ века Ольги Спесивцевой, которая тоже, к сожалению, получила психическое расстройство и достаточно большое количество времени была вынуждена проводить в лечебнице.

Почему я провел параллель между «Нижинским» и спектаклем «Красная Жизель»? Потому что очень важную роль в биографии этих двух людей сыграла революция и Первая мировая война, события которых очень сильно на них отразились. Важный момент занимают сцены военного вторжения, при этом показано, как человек очень тяжело переживает разрыв не только с близкими людьми, но и со своей родиной.

Нижинскому никогда не суждено было вернуться в Россию. Очень много лет он вообще не мог узнать никого из родных. Засвидетельствован случай, когда его приводили на спектакли, которые были поставлены для него, чтобы он смотрел на других исполнителей. Была надежда, что хотя бы благодаря музыке и балету Нижинский хоть что-то почувствует и подаст признаки сознания. Но, к сожалению, это не возымело успеха и пишут, что он никого так и не признал.

Конечно, есть очень много фильмов и спектаклей о Нижинском, ведь сама его жизнь и то, как он «взлетел», его взаимоотношения с Сергеем Павловичем Дягилевым, любовный треугольник между ним, его женой и Дягилевым, очень часто освещается в разных постановках. Но вот данный спектакль, и Ноймайер это подчеркивает, это никакие не биографические истории. Это прежде всего диалог с его душой. Он хотел сделать спектакль, показав метания великого человека, который во многом изменил ход классического танца, представление зрителя о мужском танце. Ведь именно с Нижинского в ХХ веке начинается список выдающихся танцовщиков.

19 января 1919 года было столетие той знаковой даты, когда Нижинский в последний раз вышел на сцену, не подозревая об этом. Вот с таким интересным спектаклем я приглашаю вас ознакомиться и вспомнить одного из самых выдающихся артистов ХХ века – Вацлава Нижинского.