- У нас одна из немногих стран мира, где налогообложение производственной деятельности намного выше, чем налогообложение потребления. Нам нужно выравнивать уровень налогообложения доходов юридических лиц и доходов физических лиц.
Для юридических лиц нужно просто увеличить вычеты в пользу амортизации. Цена этого маневра около 5 триллионов рублей, которые можно было направить на инвестиции.
Таким образом, собственники предприятий получили бы стимул не выводить деньги из бизнеса в дивиденды, а наоборот держать деньги в бизнесе, увеличивать инвестиции за счет ускоренной амортизации, и, может быть, меньше распределять доходы в дивиденды.
Нужно вернуться к дискуссии относительно НДС. Это самый вредный налог в экономике, который мешает технологическому развитию. Он очень трудоемкий, его эффективность с точки зрения бюджетных операций составляет 10%.
Давно ведется дискуссия по поводу замены его на налог с продаж. Нужно добавить еще одну меру. Зачем мы стимулируем экспорт сырья, возвращая НДС экспортерам нефти, газа, даже необработанных металлов? Ведь это в чистом виде вывоз капитала за границу. Они же не возвращают эти деньги в страну, они имеют возможность сегодня извлекать сверхприбыли на природной ренте, которую они присваивают. Они тратят деньги здесь в рублях, там получают валютную выручку по заниженному многократно курсу. Мы, мало того, что субсидируем экспорт сырья за счет занижения курса рубля, так мы еще возвращаем им НДС! Я считаю, что нужно прекратить возврат НДС экспортерам сырьевых товаров. Такие налоговые маневры могли бы существенно поднять эффективность налогообложения.
Следующая большая тема – денежно-кредитная политика, начиная с цели Центрального банка. В экономической теории есть доказательство, которое сделал Нобелевский лауреат Джеймс Тобин, который математически доказал, что главной целью Центрального банка должно быть создание условий для максимизации инвестиций. Не просто роста экономической активности, не только роста занятости, что имеет свое объяснение с точки зрения эконометрики. Главной целью денежной политики должно быть увеличение инвестиционной и инновационной активности.
Мы болтаемся уже 20 лет в порочном круге, и каждый раз наступаем на одни и те же грабли. Это попытки бороться с инфляцией путем повышения процентных ставок и сжатия денег. Чем выше процентная ставка, тем ниже уровень инвестиционной и инновационной активности. Следствием этого является технологическая деградация, что ведет к падению конкурентоспособности, а это неизбежно вызывает девальвацию рубля.
Девальвация рубля всегда дает толчок к разгону инфляции. Так мы уже 5 раз по этому кругу ходим. Мимолетное снижение инфляции, которое продемонстрировал Центральный банк за счет 5-летнего сокращения доходов населения и убийства инвестиционной активности в экономике – лишь миг в порочном круге.
Фактически Центральный банк убил кредит в нашей экономике, и обессмыслил тем самым работу банковской системы. Ведь главный смысл банковской системы – трансформация сбережений в инвестиции. Доля инвестиционных кредитов сегодня у наших банков не превышает 7%, то есть они практически перестали кредитовать инвестиции. Более того, сверхприбыли, которые банки имеют, особенно государственные, имеют своим источником попросту изъятие денег из оборотных средств предприятия через завышенные процентные ставки, и из карманов населения через завышенные по ставкам потребительские кредиты. То есть, банковская система работает в минус экономическому росту, тормозит экономическое развитие, и в цифрах это выглядит так: примерно 14 триллионов рублей было изъято за последние четыре года из реального сектора и перераспределено через банковский сектор обратно в Центральный банк.
Из выступления советника Президента РФ Сергея Глазьева на презентации «Доклада о конкурентоспособности российской экономики с точки зрения обрабатывающей промышленности. 2018 год», который представил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин
Книга "Мы всё ещё русские" здесь