Найти тему
Дети и их воспитание

Что нельзя говорить ребенку? 6 самых вредных фраз от родителей

Воспитание ребенка сложный процесс, который понимает не каждый взрослый. В обиходе, роняя фразы, родители часто наносят психологический вред своему малышу. Каких слов надо избегать при общении с ребенком, расскажет статья.

Есть банальные фразы, которые родители могут сказать сгоряча, не подумав. Однако, лучше выкинуть их из своего словарного запаса и никогда не произносить, особенно при общении с ребенком.

Чаще всего, инциденты происходят тогда, когда взрослый чувствует усталость и раздражение. Сказав единожды запретные слова, их повторяют по инерции, не осознавая, что они становятся причиной плохого психоэмоционального состояния у ребенка. Начинается все с простого расстройства, а как следствие возникает низкая самооценка, хронический стресс и т. д.

Что могут услышать дети:


1. «Отстань от меня!»
Вариацией может стать «вы все меня достали!». Родители так говорят, потому что и правда так думают. Однако, если мама часто использует реплики в обиходе, ребенок может трактовать это по-своему. Ему будет казаться, что нет резона идти к маме с любой проблемой, потому что она или устала, или занята, или просто не в духе. Чаще всего, такая детская обида не проходит с возрастом.

Что можно предпринять?
Ребенку надо объяснить, что время появится позже. Тогда-то и можно будет вместе поиграть.

2. Ярлыки
Со злости, мама или папа могут сказать такую фразу, как «какой же ты гадкий (глупый, ленивый, неряха и т.д.)». Здесь надо понимать, что награждая ребенка эпитетом, можно напророчить ему соответствующее будущее.

Что предпринять?
Нельзя оценивать ребенка. Оценивать можно только ситуацию или поступок. Малыш не ленивый, он ленится. Он не неряха, а случайно пролил на себя суп.

3. «Что ты ноешь, как девчонка»
Никто и никогда официально не признавал слезы слабостью. Кто сказал, что хороший ребенок не может поплакать? Получая такую установку, ребенок с возрастом учится не лить слезы, но из-за этого возникает целый комплекс психологических проблем. Со слезами выводится гормон стресса, копить его в организме не стоит.
Взрослые не любят, чтобы дети плакали, потому что не понимают, чем можно помочь. Никому не по нраву принимать собственное бессилие.
Самым реальным признаком родительской слабости становится воздействие через применение силы. Родитель выступает агрессором. Начинает угрожать, запугивать, читать морали. Часто можно наблюдать игнорирование.

Что можно предпринять?
Взрослые должны осознать, что нельзя заниматься подавлением детских эмоций. Не стоит вызывать в малыше чувство стыда за слезы.

4. Угрозы за непослушание
Стандартная ситуация: малыш разбаловался и не реагирует на замечания. Тогда бабушка или мама может сказать о том, что скоро вернется папа и задаст ему трепку. При таком варианте развития событий, у ребенка начинают формироваться негативные чувства.

Во-первых, «угрожающий» подрывает свой авторитет, признавая собственное бессилие.

Во-вторых, возникает страх перед отцом, а это прямой путь к неврозу.

Что предпринимать?
Угомонить непоседу собственными силами. Можно неодобрительно смотреть, игнорировать детские визги, спокойное объяснение. К каждому ребенку свой подход.


5. «Побыстрей!»
Аналогом поторапливания может быть любая фраза, направленная на ускорение действия. Действительно, взрослые часто приходят в состояние раздражения, когда ребенок неумело и долго одевается, собирает игрушки или ест. При этом, многие часто закатывают глаза, притопывают и всем видом показывают насколько они недовольны. Такое поведение порождает у ребенка чувство вины. Из-за этого происходит подавление психики. Ребенок не смотивирован на скорое выполнение действий.

Что предпринимать?
Во-первых, тон никогда не должен выходить из-под контроля. На самостоятельные сборы ребенка надо закладывать больше времени, чтобы никуда не опаздывать.

6. «Отлично!»
В похвале нет ничего дурного. Однако, если она звучит за любое действие, то суть ее обесценивается. Любое словесное поощрение теряет значимость.
Что можно предпринять?
Ребенка надо хвалить только за те действия, к которым действительно приложены усилия.

Повседневная речь взрослого человека содержит много фраз, способных нарушить тонкий психологический барьер ребенка. Могут возникнуть прорехи в воспитании, ненужные обиды. Надо научиться этого не допускать.