Найти тему
Год в истории

Как в Советском Союзе появились ВДВ?

Пожалуй, подавляющее большинство жителей нашей страны знает, что День десантника отмечается 2 августа. Меньшее количество граждан смогут ответить, что именно в этот день в 1930 году под Воронежем во время учений был сброшен парашютный десант, что было взято в качестве точки отсчета нового рода войск. Однако еще за два года до этих событий на территории СССР произошла успешная высадка десантников, причем сразу в боевых условиях.

В этой статье вы узнаете о том, как зародились советские Воздушно-десантные войска, кого можно считать отцами-основателями крылатой пехоты и почему этот род войск обрел такую популярность.

Советские десантники на параде
Советские десантники на параде

Применение десантов известно еще со времен Древнего мира, когда с кораблей высаживались большие группы войск, что нередко вносило перелом в различных войнах. С появлением авиации встал вопрос и о его применении в качестве средства доставки солдат на территорию, занятую противником, для разведки и диверсионных операций. Способов высадки было два: путем посадки и выброски с парашютом, первый прыжок с которым произошел 1 марта 1912 года.

Во второй половине 20-х годов в СССР вместе с развитием авиации получила развитие идея о применении воздушных десантов для борьбы с противником. Уже 27 мая 1928 года в пустыне Каракумы для борьбы с басмачами после посадки самолета был высажен отряд из 15 красноармейцев во главе с командиром полка Борисовым, которые успешно выполнили боевую задачу. Спустя год опыт был повторен, и 23 апреля 1929 года после приземления самолета был высажен десант в составе 45 человек.

Бомбардировщик ТБ-1
Бомбардировщик ТБ-1

Возможности воздушного десанта одним из первых в Красной Армии отметил командующий Ленинградским военным округом Михаил Тухачевский. 13 марта на очередных тактических учениях с аэродрома в Гатчине в воздух поднялись шесть самолетов ТБ-1 с семьюдесятью бойцами и командирами, а также со снаряжением. Из-за плохой видимости лишь четыре бомбардировщика смогли осуществить посадку в назначенном месте под Шимском. Высадившийся десант в количестве 45 человек условно уничтожил мост через реку Шелонь, выполнив поставленную задачу.

Параллельно с отработкой десантирования путем посадки шла отработка способов забрасывания диверсионных отрядов парашютистов. Ведущую роль в этом играл комбриг Леонид Минов. В 1929 году командование направило его в США для ознакомления с зарубежными конструкциями парашютов и способов высадки. Вернувшись в СССР, Минов получил должность инструктора по парашютной подготовке и начал готовить добровольцев для дальнейшего десантирования с воздуха.

Леонид Минов
Леонид Минов

2 августа 1930 года состоялась первая учебная высадка парашютистов-десантников под руководством Минова. В 9 утра под Воронежем самолет Фарман F-62 взлетел в воздух, после чего в установленном месте группа десантников осуществила прыжок с высоты 500 метров и приземлилась в намеченном месте у хутора Клочково. После успешной высадки самолет вернулся на аэродром и забрал вторую группу, которая также успешно приземлилась. Парашютисты были вооружены наганами и ручными гранатами, а с самолета им был сброшен ящик с пулеметами Льюиса.

Высадка десанта
Высадка десанта

Успех Минова и его группы был отмечен командованием, и уже в 1931 году в Ленинградском военном округе Тухачевским был сформирован первый опытный десантный отряд в составе одной стрелковой роты и нескольких отдельных взводов, имевший в своем составе в том числе парашютистов.

Оценив потенциал воздушного десанта, в 1931 году было осуществлено свыше шестисот прыжков с парашютом, среди первых десантников был даже легендарный командир Гражданской войны Семен Буденный. В то же время остро встал вопрос об оснащении парашютами, поскольку большая их часть была американского производства, что могло повлечь большие затраты при формировании больших десантных подразделений.

Десантники на борту бомбардировщика
Десантники на борту бомбардировщика

В 1930 году в СССР появился первый завод по производству парашютов, производивший такие модели, как ПЛ-1 (парашют летчика) и ПН-1 (парашют наблюдателя). Изготавливались они из шелка, что было также дорого. Однако благодаря советским разработчикам в качестве основного материала купола стала использоваться хлопчатобумажная ткань, значительно снизив стоимость парашютов.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны шло постоянное развитие Воздушно-десантных войск, которые к 1941 году были сформированы в пять корпусов численностью до 10 тысяч человек. Советские десантники храбро проявили себя в ходе боевых действий, что значительно укрепило их престиж и привело к тому, что с 1946 года ВДВ были переданы в непосредственное подчинение министру обороны. Воздушно-десантные войска продолжают существовать в России и многих республиках бывшего СССР, а десантники заслуженно считаются элитными бойцами, способные выполнить практически любую задачу.

Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О спецоперации Красной Армии в Афганистане;
О "Шахтинском деле";
О катастрофе "Италии" на Северном полюсе.

1930 год продолжается! Далее вас ждет статья о сфабрикованном деле вредителей.
Подписывайтесь на канал и не пропустите!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки!