Продолжаю знакомить с организацией, которая была хозяйкой на всём протяжении Северного морского пути. Начало здесь. Кстати, до начала XX в. он назывался Северо-Восточный морской проход и им пользовались начиная с поморов где-то с XI – XIII вв. Идею о практическом применении это пути предложил русский дипломат Д. Герасимов в 1525 г. Но как это зачастую бывает, от идеи до воплощения в жизнь может пройти некоторое время.
Главное управление Северного морского пути, организованное 1 января 1933 г. по инициативе Сталина, всерьёз взялось за освоение арктического морского бассейна. Пик пришёлся на приснопамятный 1937 г.
Весной успешно прошла высокоширотная воздушная экспедиция для высадки первой дрейфующей станции «Северный Полюс». Летом было выполнено три перелёта в США через Северный Полюс экипажами Чкалова, Громова и Леваневского. К сожалению, самолёт Леваневского разбился, а экипаж так и не нашли. Арктика всегда предъявляла жёсткие и даже жестокие требования к людям и техники. И как оказалось, несмотря на успехи предыдущих годов, хождение Северо-восточному проходу дело весьма рискованное. В эту же навигацию 25 судов и ледоколы «Красин», «Ленин» и ледорез «Фёдор Литке» остались на вынужденную зимовку. Дело в том, что ледоколы и авиация занимались поисками экипажа Леваневского и эвакуацией дрейфующей станции «СП-1». В 1938 г. управление возглавил И.Д. Папанин – руководитель первой дрейфующей станции. Через несколько лет в устьях сибирских рек были построены порты, со стапелей сошли десятки мощных дизельных ледоколов, авиапарк постоянно пополнялся. Появились авиалинии Якутск – Тикси, Тюмень – Салехард, Архангельск – Дикси. Сквозными рейсами прошли 11 судов. Такого ещё не было в истории арктического мореплавания.
Несмотря на достигнутые успехи, репрессии не обошли стороной и ГУСМП. Более шестисот ведущих специалистов и работников Главка были арестованы. Некоторых расстреляли.
Во время Великой Отечественной войны Главсевморпуть продолжал действовать, хотя научные исследования практически прекратились (следили в основном только за погодой). После войны грузопоток резко возрос, заработал на полную мощность Норильский комбинат, развивались угольная, нефтегазовая и алмазная промышленности, добыча золота и других ценных металлов, а также экспорт леса тоже требовали транспортных поставок. А железную дорогу, известную как 501-503 стройки, ещё только начинали строить (я уже рассказывал об её истории), так что по арктическое судоходство тоже развивалось быстрыми темпами.
Кроме утилитарного подхода, руководства Главка не забывало и об научно-исследовательской работе. В 1948 г. была проведена первая послевоенная высокоширотная воздушная экспедиция. Около 20 самолётов, часть из которых были летающими лабораториями бороздили арктические небеса. Научные экспедиции высаживались на дрейфующие льды, проводили метеорологические, океанографические и географические исследования. В этот же время был открыт огромный подводный хребет Ломоносова, благодаря которому претензии нынешнего руководства страны на ещё большую часть Арктики выглядят обосновано. Он протянулся от Новосибирских островов до острова Элсмир на 1800 км. Позже был открыт хребет Менделеева, котловины Макарова, Бофорта и Нансена.
Весной 1950 г. с помощью полярной авиации в районе Полюса относительной недоступности была организована дрейфующая станция «Северный полюс-2». Через два года заработало уже две станции.
Кроме этого, активно развивался морской транспортный путь, ведь железную дорогу в 1953 г. прекратили строить. Это я напоминаю тем, кто до сих пор брюзжит по поводу – а зачем нужна была эта трансполярная магистраль.
Работники ГУСМП сыграли огромную роль в освоении необжитых побережий и островов Арктики. В 1954 г. Главсевморпути был передан Министерству морского флота. Видимо Хрущёву очень не нравилась мощная, практически независимая от партхозработников организация, к тому же созданная Сталиным, потому что позже все специализированные подразделения этой организации были переданы в ведение других министерств и ведомств. Единый научно-промышленный организм был нарушен. Впрочем, работа продолжалась, запас прочности был заложен колоссальный. В 1970 г. была учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота. В её задачи входило: государственный надзор за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства и т.д. Одним словом административная работа.
Лихие перестроечные вихри девяностых тоже оставили свой след на Северном морском пути. Судя по различным публикациям, сейчас там рулит несколько руководящих организаций. Дошло до того, что Норильскому никелю даже пришлось строить свой флот. В общем, информация достаточно противоречивая.
Как там сейчас реально обстоят дела я точно не знаю, так что буду весьма признателен если вы напишете в своих комментариях. И не забудьте подписаться на мой канал «Калейдоскоп событий».