Мрачная, холодная и вязкая как осенний туман атмосфера постапокалипсиса, гнетущий коктейль чувств из безысходности, неизвестности и тревожности – еще на рубеже веков, когда образ светлого технологического будущего сменился образом выжженной радиоактивной пустыни, все это нашло популярность на просторах стран СНГ в художественной литературе.
А вот сообщество разработчиков игр подхватило тематику жизни после ядерной катастрофы не сразу. Однако во второй половине нулевых ситуация кардинально изменилась с выходом Fallout 3 и, конечно же, трилогии S.T.A.L.K.E.R., до сих пор считающейся эталоном в своем узконаправленном жанре, по крайней мере на территории СНГ.
К сожалению, «Зов Припяти» поставил хоть и добротную, но все-таки точку в серии S.T.A.L.K.E.R., ведь действительно, на протяжении восьми лет не было никаких оптимистичных анонсов.
Время неумолимо шло вперед, и когда в 2010 году игроки смерились со смертью «сталкерской» франшизы, пришел идейный приемник – Metro 2033, так похожая на S.T.A.L.K.E.R. и атмосферой, и сеттингом, и даже визуально. В целом, игра зашла русскоговорящему комьюнити и продолжение в лице Metro: Last Light в 2013-ом не заставило себя долго ждать.
Сейчас на дворе 2019 год, S.T.A.L.K.E.R. 2 появится только через 2-3 года, возможно, а пока что обзор Metro Exodus.
Говоря об уникальных в своем жанре проектах, коим является серия Metro, следует не только рассматривать игру как нечто обособленное, но сравнивать с предыдущими частями и другими подобными творениями индустрии, особенно признанными потребителем наиболее удачными.
Сама по себе Metro Exodus – комок противоречий, который распутать если и можно, то не очень хочется. Разочарование приходит с первых секунд, когда тормозящий демо-ролик, который почему-то нельзя пропустить сразу, зависает намертво и даже не даёт убить процесс через диспетчер задач. Сразу становится понятно, что игра будет просто неимоверно забагованна, но обо всем по порядку.
На первых секундах геймплея нас встречают все те же туннели, огромные тушканчики, которых просто скопипастили из предыдущих частей, не нужные механики, которые не добавляют реализма, а только путают в бесконечном количестве кнопок, в виде сжигания паутины и очистки противогаза. Опять та же станция, и опять чертова клаустрофобия. С одной стороны, сохранившийся застой некоторых аспектов можно приурочить к попыткам 4A Games сохранить устоявшийся канон, который понравился и запомнился геймерам именно таким. И это, нужно признать, получилось. Metro Exodus сохранил дух предыдущих частей, и, если вам они нравились, понравится и недавно вышедший триквел. С другой стороны, проект совершил кульбит с переворотом, выдавая открытый мир, смену времени года и ландшафта. Наконец-то можно по-настоящему вдохнуть полной грудью и заняться исследованием почти вымершей России на собственном поезде.
Гуляя по новым локациям, заметны и новые враги, и живописные пейзажи, приправленные «зелеными» лучиками. На каждой остановке по ходу игры будет, что называется, своя атмосфера. В каждом регионе будут встречаться местные жители от религиозных фанатиков до поклонников безумного Макса на огромных машинах. С каждой группировкой будет завязан некий сюжет, раскрывающий их мотивы и действия. Все это складывается в единую картину безумного мира на поверхности.
Сюжет приобрел индивидуальность, теперь Артем не пытается спасти всех, кого ни попадая от гибели, он отправляется в путешествие в неизвестность, которая ещё не давно для него не существовала. Собственными глазами главный герой наблюдает за жизнью за пределами душного метро в компании Ордена. Жена Артема, которая делиться переживаниями в долгих поездках, выступает в роли второго повествователя, Артем, к сожалению, по-прежнему разговорчив лишь на экране загрузки, что сильно напоминает Half-life 2 в купе с сильным линейным сюжетом.
Сильный сюжет провисает, будто ослабленный трос, когда дело доходит до открытых локаций и их исследования. Да, выполнены они на высоте, проработаны до мелочей и выглядит это все весьма лаконично: крабики плескаются в радиоактивных лужах, бешеные зомби спят в заброшенных строениях, а под землёй гуляют привычные стражи и пауки. Но никаких интересных событий не происходит. Вспомним тот же Зов Припяти, где можно было случайно нарваться на перестрелку бандитов со стадом кабанов или посмотреть битву химеры и снорков, а чего стоили огромные смертельно опасные аномалии и чувство от добычи редкого артефакта. В Exodus ничего подобного нет, исследование ради исследования и поиска улучшений для оружия.
Крафт оружия – ещё одна интересная фича Exodus, делающая игру отдаленно напоминающей Fallout 4 брутальностью оружия, собранного из говна и палок. Для крафта нужны детали и сам обвес, снятый с найденного оружия. Все это делается на специальном верстаке и выглядит, я повторюсь, весьма брутально и устрашающе. В остальном Exodus – старое доброе метро с немым главным героем и упором на линейный сюжет. Открытый мир, несмотря на визуальную красоту, ощущается весьма отстранённым от основного действия. В нем не происходит ничего важного для сюжета или интересного с точки зрения предыстории, быть может, это и должно быть таковым, ведь в реальном лесу и без ядерной войны не стоят бродячие торговцы и второстепенные персонажи на каждом шагу. Однако в рамках игрового продукта подобная пустота не допустима.
Баги, которые встречаются в определенных местах, равно как и просто кривые анимации и механики, немного портят погружение в серьезную атмосферу игры, вызывая улыбку и недоумение. В остальном 4A Games удалось создать каноничный триквел со своими особенностями и улучшениями, который однозначно стоит оценить фанатам серии и просто любителям качественных игр.