Найти в Дзене
Классическая музыка

Нотр-Дам в классической музыке

Оглавление

Вчерашнее событие во Франции различные СМИ назвали закатом европейской цивилизации. Безусловно, разрушение Собора Парижской Богоматери – это катастрофа для всего христианского мира, но ничто не вечно под Луной. Все пройдет, пройдет и это.

К сожалению, Собор Парижской Богоматери, в частности одноименный роман Виктора Гюго, в музыке представлен довольно блекло. Несмотря на то, что литературный источник хорошо бы мог быть интерпретирован в классической музыке, существующие произведения с этим не справились, а потому сегодня практически забыты.

Тем не менее, сейчас особенно актуально вспомнить о музыкальном воплощении великого романа, где Собор – главный герой.

«Нотр-Дам» – опера Франца Шмидта

Это самое известное воплощение романа в музыке. Проблема только в том, что интересная и знаменитая тема здесь лишь «Интродукция». А после нее идет нагромождение сумбурных речитативов и арий, сделанных не то в модернистской манере, не то в позднеромантической. Да и немецкий язык плохо ложится на это произведение, все эти «Фюрхте нихт» сюда не годятся.

Единственное, что, на мой взгляд, достойно внимания – это инструментальные партии, коих немного. Франц Шмидт все-таки неплохой мелодист, но вот глубины и философии в его музыке нет, поэтому и опера получилась довольно шаблонной и неинтересной.

Если вы заинтересовались, то послушать оперу можно в нашем канале »

-2

«Эсмеральда» – опера Александра Даргомыжского

Второе самое известное произведение на эту тему, и также довольно слабое с музыкальной точки зрения. Во-первых, это первая опера композитора вообще, этакая проба пера, во-вторых, интереса у публики она не сыскала, а потому скоро забылась. Дух произведения здесь тоже слабо прослеживается, очень много «русскости», поэтому в ней больше узнается славянская культура и будущая «Русалка», нежели французский роман.

Если вы заинтересовались, то послушать оперу можно в нашем канале »

-3

«Эсмеральда» – опера Луизы Бертен

Эта первое музыкальное произведение, написанное по роману Виктора Гюго. И, наверное, лучшее из всех. Кстати, написана опера женщиной – француженкой Луизой Бертен. Но из-за шовинистических настроений того времени, произведение провалилось только из-за того, что негоже тогда было женщине заниматься мужскими делами, т.е. писать музыку.

Г-жа Бертен, написавшая для нее музыку, была дочерью главного редактора журнала "Des Débats", органа либералов. Враги отца отомстили дочери: опера дошла только до восьмого представления, прерванного такой бурной и враждебной демонстрацией, что занавес упал, чтобы не подниматься более.

Либретто для оперы писал сам Виктор Гюго, где превратил Феба в человека страстного и благородного, Квазимодо вывел на обочину сюжета, а главной героине сохранил жизнь и подарил счастье... 

Это мелодичная и масштабная работа. Действительно отвечающая духу великого романа. Если бы вместо женского имени в то время стояло любое другое мужское, то вероятно, сегодня это была бы самая исполняемая опера мирового репертуара. Слушать обязательно.

Послушать в канале »

-4

«Эсмеральда» – балет Цезаря Пуни и Риккардо Дриго

Довольно известное произведение, которое часто ставится на сценах театров, в том числе и в России. Музыка соответствует романтическому периоду. Тоже рекомендуется к прослушиванию, особенно любителям мелодий без вокальных партий.

Первоисточник же здесь претерпел изменения, а самая главная линия противопоставления Квазимодо и Феба де Шатопера была сглажена. Тема матери Эсмеральды и вовсе отсутствует в балете. Несмотря на все изменения, принципы хореографической выразительности были определены романтической поэтикой автора романа.

Послушать в канале »

«Эсмеральда» – опера Альберто Маццукато

Самая успешная опера неизвестного итальянского композитора. Во всяком случае так написано в википедии. К сожалению, это все что известно об этом произведении, даже на ю-тубе нет ни одной постановки. Видать настолько «хорошая» была музыка.

«Эсмеральда» – наброски оперы Сергея Рахманинов

К жанру оперы Сергей Рахманинов обращался в ранние годы, наброски интродукции и фрагментов третьего акта композитор сделал в пятнадцатилетнем возрасте. В основном это инструментальная музыка, посвященная герою романа Клоду Фролло. К сожалению, это все, что известно об этой работе. Свет, как можно понять, опера не увидела.

Остальное

Под такой заголовок решил вынести еще некие имена, информация о которых есть в виде аннотационных карточек:

P.s.

Вчера вечером все считали, что уникальный орган установленный под западным витражным окном-розой Собора, оплавился от огня. Но по последним данным стало известно, что инструмент не пострадал. Он был закрыт от потоков воды перекрытиями между башнями, пожар также не причинил вреда. 

-5

Понравился материал? Подписывайтесь на наш телеграм-канал – https://t.me/classmus