Основные выводы доклада правозащитников о ситуации в 2018 году
Комитет «Гражданское содействие» опубликовал доклад «Сирийские беженцы в России: обзор ситуации за 2018 год». Правозащитники выражают озабоченность тем фактом, что людей, которые бежали в РФ от войны, вынуждают покинуть страну, создавая для них невыносимые условия. Журналисты SALT.ZONE подготовили саммари доклада.
______________________________________________________________________________________
Согласно данным МВД, по состоянию на октябрь 2018 года в России находилось более девяти тысяч граждан Сирии. За прошедший год их количество увеличилось примерно на тысячу. В это число входят работники посольства с семьями, а также те, кто приехал до начала войны.
Правозащитники отмечают — с тех пор как Сирию охватила война и люди массово бежали из страны, число сирийских беженцев в России практически не изменилось. Причина — в тяжелых условиях, которые целенаправленно создаются российскими государственными миграционными и силовыми ведомствами.
По мнению автора доклада, работа чиновников миграционной службы основывается не на гуманных принципах, а на стремлении уменьшить число выданных удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища. Чтобы заставить сирийцев уехать из России, используются четыре основных инструмента:
1. Гражданам Сирии на протяжении всего конфликта не предоставляли статус беженца. Из 2585 ходатайств о признании беженцами, поданных с начала войны в 2011 году и до конца 2018 года, миграционной службой было удовлетворено всего одно (в 2014 году).
2. Согласно российскому законодательству, временное убежище выдается на срок до одного года, и чиновники неохотно принимают решение о его продлении. По сравнению с 2013 годом, число обращений, поданных за статусом временного убежища, упало в шесть раз. А число предоставленных статусов упало в семь раз.
3. Местные власти, правоохранители, а также миграционная служба преследуют и ограничивают права сирийцев, в том числе тех, кому удалось получить временное убежище. Зачастую причина в том, что у беженцев нет возможности зарегистрироваться в арендованной квартире. В комитете «Гражданское содействие» считают, что в этом виновата ксенофобия, широко распространенная в российском обществе. В итоге сирийцы живут без регистрации, их штрафуют, есть сложности с получением медуслуг и зачислением детей в школу.
4. В России отсутствуют государственные программы помощи беженцам. Им не помогают адаптироваться, выучить русский язык, получить профессию или образование. Ранее у миграционной службы были планы по разработке и внедрению программ по интеграции и адаптации беженцев, но после присоединения к МВД практически вся деятельность в этом направлении прекратилась.
По оценке комитета «Гражданское содействие», в 2018 году суды стали чаще выносить решения о выдворении граждан Сирии из России. В ряде случаев не помогли и обращения в апелляционную инстанцию. Чаще всего причиной для выдворения становятся административные статьи «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ» и «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ».
Официальной статистики о том, в отношении какого числа граждан Сирии были вынесены судебные решения о выдворении из России, нет. Кроме того, во многих судебных решениях не раскрывается информация о стране гражданской принадлежности, поэтому невозможно понять масштабы проблемы.
Отказы государственной миграционной службы в предоставлении временного убежища сирийцам в 2018 году полны циничных, непрофессиональных, дезинформирующих и просто абсурдных утверждений, считают правозащитники. Все они построены по единому образцу. При отказе чиновники выискивают информацию, которая может выставить заявителя в неблагоприятном свете: имеются ли у него родственники в Сирии, как долго он не обращался за убежищем, привлекался ли к административной ответственности, осуществлял ли трудовую деятельность без разрешения и так далее. При этом негативные факторы намеренно выделяются, а благоприятные не указываются.
В качестве мотива для отказа чиновники миграционной службы сообщают, что отсутствуют доказательства личного преследования заявителя, а также ссылаются на «стабилизацию обстановки в Сирийской Арабской Республике» — согласно заявлениям МИД и Минобороны РФ.
В комитете «Гражданское содействие» уверены, что чиновникам российской миграционной службы необходимо руководствоваться рекомендациями ООН и международных правозащитных организаций: «Мы считаем не просто желательным, а обязательным создание на базе миграционной службы действующей и обладающей реальными полномочиями комиссии по защите прав сирийских беженцев, куда бы входили представители общественности, экспертного сообщества и сотрудники независимых, в том числе региональных правозащитных организаций».
__________________________________________________________________________________________
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ:
Полностью прочитать доклад «Сирийские беженцы в России: обзор ситуации за 2018 год» можно по ссылке.
Больше материалов на SALT.ZONE.