Когда у меня родился первый ребенок, я считала, что его поведение, режим, привычки, предпочтения — все это результат моих родительских усилий, моего влияния, моей заботы. Накинув на плечи белое пальто с блестками, я искренне удивлялась, почему дети подруг не укладываются спать по режиму, требуют часового укачивания и катаются по полу с требованиями новой игрушки.
Но с появлением второго ребенка белое пальто пришлось снять и повесить на дальнюю вешалку в шкафу. Моя дочь другая! Кажется, какая банальность. Разумеется, дети рождаются каждый со своим характером.
Однако, банальность становится мудростью только после того, как проживешь её на своем опыте.
Я ухаживаю за дочерью точно также как и за сыном: те же подходы и методы, те же песни пою, той же едой кормлю, так же делаю массаж, играю в те же игры и игрушки, даже слова говорю примерно те же самые. Однако, ведет себя моя дочь совершенно не так, как вел себя сын.
В раннем младенчестве (да и после) она, также как и сын, укладывалась спать строго, строжайше по режиму. А вот в других аспектах она начинала неожиданно проявлять черты индивидуального характера. Например, настойчивость. Она далеко не всегда интересуется игрушками, которые я ей предлагаю. В отличие от старшего брата-книголюба, она не очень любит книги, картинки рассматривает только на обложке, стихов не слушает. Зато любит песни и танцы. Она сама выбирает себе объекты интереса, игнорируя мои предложения. Сама находит себе игрушки и занятия.
Собственно, к чему это я. Чего ждать-то?
Я считала себя экспертом по своему ребенку, а выходит никакой я не эксперт, а скорее наблюдатель.
Все мои родительские установки — это какая-то иллюзия и у меня нет гарантий, срабатывают они или нет. Я уже писала о том, как сложно проследить, какое детское поведение является следствием родительских усилий (или их отсутствия), а какое — просто природная данность. И теперь, имея ярчайшую иллюстрацию этого явления перед глазами каждый день, я каждый день врываюсь в неизвестность: как решит вести себя моя дочь сегодня?.. Для человека, привыкшего быть хозяином своей жизни и контролировать происходящее, это, конечно, приключение.
А с другой стороны, пусть это приключение поучит меня принятию действительности такой, какая она есть.