О катамаранах
Они бывают четырех видов: парусные, спортивные, туристические и плесовые. Нас интересует спортивный.
Вот производители, которые шьют качественные модели много лет: «Тритон», «Рафтмастер», «Урал-Экспедиция» и «Белрафт». В зависимости от комплектации и количества мест, стоят катамараны от 45 000 до 90 000 ₽.
Как готовиться к сплаву
Команда
Опытные спортсмены утверждают, что у четверки, которая планирует пройти трудный маршрут, должен быть какой-то крейзи-опыт совместных сплавов. В экстремальной ситуации нет времени спрашивать или уточнять что-то — необходимо действовать незамедлительно — один начал, остальные продолжают.
Когда готовите маршрут и читаете отчеты предыдущих групп, помните, что если вы приедете в то же место и в то же время, категорийность участков может измениться. Все дело в погодных условиях: ледник чуть сильнее подтаял или долго шли дожди — участок уже не IV, а IV+ категории. Но более, чем на один пункт, ваш маршрут не усложнится.
Физподготовка
Сплав по реке выше третьей категории — длительная и изнуряющая работа. От постоянного хвата забиваются предплечья, кисти ноют, спина от ежеминутного балансирования устает. Для того чтобы получать удовольствие от похода, зиму перед сезоном лучше провести в качалке или хотя бы на турниках.
Тренировки
Зимой водники упражняются в бассейне, чтобы отработать перевороты, спасработы и тридцать три способа залезть с воды на плавсредство. Начиная с весны — каждые выходные на катамаран. Не торопитесь сплавляться по крутому маршруту, плавно повышайте категорийность. На Урале спокойные реки — Чусовая, Белая, Сылва и Серга.
Снаряжение
Гидрокостюм и прочий неопрен
Для экстремальных сплавов спортсмены используют костюмы двух типов: сухой и мокрый. Суть первого в том, что воду он не пропускает и под него сплавщик может надеть термобелье или любой другой вид теплой одежды. Мокрый гидрокостюм набирает в толщу ткани ограниченное количество воды — она нагревается от тела и водами реки уже не охлаждается. Минус такого костюма в том, что на ветру в нем холодно, а утром надевать остывший «гидрик» довольно противно. От ветра защищают специальные куртки, штаны и спасательный жилет.
Неопреновые носки и перчатки нужны для того, чтобы от переохлаждения не пострадали кисти рук и ступни. К тому же негнущимися пальцами трудно работать в экстренной ситуации, да еще и в ледяной воде.
Безопасность на маршруте
Для сплава по сложным маршрутам понадобится более хитрый спасательный жилет. У него увеличен объем, есть специальный воротник, чтобы не травмировать шею, и нашиты паховые лямки — так жилет не сдернет через голову при погружении под воду. Хорошо, если производитель предусмотрел защиту копчика — река безжалостно швыряет человека об камни, и такой пластиковый щиток убережет от травм. Стропорез должен быть в кармашке на груди жилета — это специальный нож, которым водник может перерезать веревку, если запуталась нога и нужно скорее всплыть.
Каска должна сидеть плотно, защищать лоб, затылок и виски — даже если водник головой пробороздит по каменистому дну — уши и скальп останутся на месте. Из экономии туристы часто надевают хоккейные и велосипедные каски — это небезопасно, такие шлемы болтаются в воде над головой как поплавки.
На сложные маршруты обязательно возьмите запасное весло — одно на катамаран-двойку и два на четверку. Без весла управляемость падает, а с ней и безопасность всей группы.
Гермомешок — это сумка из плотного материала, которая не пропускает воду и устойчива к истираниям. Бывают модели с заплечными лямками для непродолжительной переноски груза. Обычно это просто мешок, открытый верх которого закручивается в трубочку, а края защелкиваются — можно кидать в воду, не промокнет. Для мелких, но важных предметов типа кошелька, телефона и документов, купите маленькие «гермы».
Не ленитесь переносить рюкзаки на берег после порога — катамаран, навьюченный мокрыми вещами, гораздо тяжелее того, что плывет налегке. Когда «кат» опрокинулся — остается либо отрезать стропорезом веревки и тогда все рюкзаки уплывут, либо пытаться перевернуть катамаран, что почти невозможно. Лень и жадность погубила многих на воде.
Про диких животных: с реки иногда видно медведей. Главное — заранее дать о себе знать. Песни и громкие разговоры отпугнут всю крупную живность в радиусе трех километров. Если медведя застать врасплох, он и с берега в два-три прыжка доберется до туристов — лучше пошуметь заранее.
Аптечка и гигиена
Руководитель и тот, кто назначен медиком составляют список и комплектуют общественную аптечку — всё, как для пешего похода. Личную соберите сами, учитывайте особенности организма и хронические болячки.
Что положить в общественную:
- Пластыри: простой тканевый и с кровоостанавливающей вставкой.
- Бинты — по упаковке на человека.
- Жгут.
- Антисептик типа «Фурацилина».
- Мазь от ушибов.
- Клей медицинский «БФ-6».
- Любой анальгетик.
- Смекта.
Даже в заводи за сутки вода не прогревается так, чтобы в ней можно было помыться. После трех — четырех дней сплава по ледяной воде, жутко хочется под горячий душ или в теплую ванну. Походная баня — единственный способ погреться и окатить себя горячей водой.
Всё, что нужно — огромный кусок толстого полиэтилена, каркас водники собирают из крупных веток и жердей, а саму печку из больших камней. После бани, да в теплый спальник — кайф.
Страховка
Если постоянно участвуете в соревнованиях и походах, сделайте медицинскую страховку на год (от 2500 ₽). Если бываете на реке только во время отпуска, это будет дешевле — от 600 ₽. На Урале и Алтае много клещей — позаботьтесь заранее о прививках и тоже сделайте страховку.
Кого и как предупредить о выходе на маршрут
Когда команда подготовится к походу, необходимо заявиться в МКК (маршрутно-квалификационная комиссия). Минусы этой процедуры — бумажная волокита и нудная защита маршрута. Плюсы — если навыков мало и вас не выпускают, значит, нужна подготовка серьезнее — это убережет от опасностей. На защите председатель спрашивает, как действовать в той или иной ситуации, и оценивает стаж остальных участников.
После этого руководитель оставляет комиссии данные: время старта и финиша, контрольные точки, время прохождения, количество, квалификация участников и их телефоны. Перед выходом на воду и при завершении маршрута предупредите комиссию об этом. По возвращении домой, МКК выдает справку, что ты был на реке, ее прошел и уже есть соответствующий опыт.
Читайте также: Подробно о горных маршрутах Патагонии: цены, советы, замечания
Такая справка понадобится при защите следующего маршрута и еще в одном случае. Часто бывает, что на сплав собирается «солянка» из участников со всей страны. Когда необходимо подтвердить свои навыки, справки от комиссии покажут пройденные маршруты — остальным становится понятно на что ты способен в экстренной ситуации. Фотографии и отчеты в блоге — хорошо, но справке доверия больше.
Местному отделению МЧС также необходимо передать информацию о группе, времени старта и финиша. Если в условленный час вы не выйдете на связь — спасатели начнут прочесывать маршрут.
Иногда необходимо сообщить местным лесникам и работникам нацпарка о пребывании на территории — это делает руководитель группы. Стоит посещение заповедника от 60 ₽ до 150 ₽ с человека.
Реки и как добраться
Алтай
- Популярные и вместе с тем сложные реки края — Башкаус, Чулышман, Ак-Алаха, Аргут, Катунь и Чуя.
- Из Барнаула, Новокузнецка и Абакана обычно туристы добираются на автобусе или коммерческом минивэне до Горно-Алтайска — ехать 2–2,5 часа.
- Трансфер от Барнаула до Горно-Алтайска обойдется от 5000 ₽ до 7000 ₽ с человека.
- Затем, в зависимости от выбранной реки, до сел: Кош-Агач, Саратан, Балыктуюль или Акташ.
- От села на лошадях вверх по реке со всеми баулами, далее пешком.
- Перелет от Москвы до Горно-Алтайска и обратно будет стоить от 28 000 ₽, учитывая багаж.
Урал
- Реки этого региона умеренные — не выше V категории. Самый популярный тренировочный и соревновательный участок — на реке Исеть, порог Ревун, Свердловская область. Интересующий водников отрезок находится в 90 километрах от Екатеринбурга: на машине в сторону Каменск-Уральского до села Бекленищево — на окраине можно ставить палатку.
- На южном Урале, в Башкирии — Лемеза, Сакмара, Зилим, Инзер. Сплав по Лемезе обычно начинается от села Искушта — от Уфы чуть более двухсот километров. Самым опасным здесь считается порог Черная Речка. Верхняя часть Сакмары — красива, как Чусовая и бурная, как любая из алтайских рек. Добраться до нее можно поездом из Магнитогорска до станции Сибай, а оттуда местные довезут на машине до деревни Юлдыбаево.
- Начало пути по реке Зилим — от деревни Бакеево, до нее от Уфы двести двадцать километров на машине. Если вода на этом участке мелкая, стартовать лучше от деревни Толпарово. До Инзер, а именно до станции Тюльма от Уфы можно добраться на пригородном поезде. Остановитесь близ железнодорожной станции 71-й километр и поднимитесь до красивейшего водопада Атыш — идти около полутора часов.
- Приполярный Урал — река Кара. Ближайший, хоть и нежилой поселок к месту старта — Хальмер-Ю. От Воркуты до него на внедорожнике или попутном вездеходе — 100 километров. На маршруте четыре каньона и все опасны — река сужается, и скорость течения резко растет. Беломраморный каньон как тропинка между ледяных стен, бледно-спокойный контраст гипнотизирует. Река течет по живописным местам: ради полярных красот здесь можно сплавиться осенью.