Сегодня мы говорим о домашней акустике. Неотъемлемым компонентом подавляющего большинства громкоговорителей является динамик (исключение составляет разве что планарная акустика, но это — тема отдельного разговора). При множестве неоспоримых достоинств динамик обладает одним существенным недостатком: он не в состоянии качественно воспроизвести все слышимые частоты в одиночку. Соответствующий диапазон (20 Гц — 20 кГц) приходится разбивать на поддиапазоны и поручать их отработку разным динамикам — низкочастотному (вуферу), среднечастотному и высокочастотному (твиттеру).
Число динамиков в колонке, отвечающих за воспроизведение разных частотных диапазонов, соответствует полосности колонки. Иными словами, если акустическая система оснащена одним НЧ/СЧ-драйвером и одним твитером, она — двухполосная. Если в ней находятся отдельные вуфер, СЧ-драйвер и твитер, АС будет трехполосной.
С появлением Hi-Res-аудиофайлов, содержащих сигнал частотой до 48 кГц, некоторые бренды стали снабжать топовые модели аудиосистем еще и супертвитером (число полос в данном случае возрастает до четырех). К сожалению, разрастание полосности приводит к чрезмерному усложнению разделительного фильтра (кроссовера) и возникновению фазовых искажений. Еще один недостаток многополосной акустики — звуки разных частот исходят из разных точек (в терминах физики это означает, что такая система не является идеальным (то есть точечным) источником).
Ликвидировать или нивелировать этот недостаток призваны коаксиальные динамики. Твитер у них располагается в центре СЧ-драйвера, то есть сигналы высоких и средних частот исходят из одной точки. Проблема в том, что вуфер в такой колонке все равно располагается отдельно. Что касается сравнения коаксиальной и многополосной (компонентной) акустики по качеству звучания, то однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от вкусов и пристрастий аудиофила.