Пришла пора соборов кафедральных,
Чёрных костров
Для пылающих сердец.
Пора событий грозных и фатальных,
Век катастроф -
Век убийца и творец!
l est venu le temps des cathédrales
Le monde est entré
Dans un nouveau millénaire
L'homme a voulu monter vers les étoiles
Écrire son histoire
Dans le verre ou dans la pierre
[Le temps des cathédrales/Время соборов, мюзикл “Нотр-дам-де-Пари”]
Пожар в Соборе Нотр-Дам-де-Пари – катастрофа для всего мира. В огне погибли выдающиеся творения человеческого гения, воплощавшие в себе историческую преемственность поколений.
Президент Французской Республики Эммануэль Макрон в своем обращении к нации заявил, что собор будет восстановлен, и назвал его восстановление «частью исторической судьбы Франции».
Видео: обращение Эммануэля Макрона к нации от 15.04.2019.
Восстановление собора в мельчайших деталях, каким он был до пожара, – сложнейшая процедура не только с точки зрения архитектуры и истории. Это сложный процесс также с позиций права интеллектуальной собственности.
Собор, строительство которого началось в 1163 году, сооружался в течение почти двух столетий. Отдельные части собора, в том числе, погибшие в результате пожара, достраивались или перестраивались позднее вплоть до XXI века.
Восстановление поврежденных пожаром частей собора, скорее всего, будет осуществлено на основании их детального описания, созданного искусствоведами, архитекторами и писателями, в частности, Виктором Гюго на страницах романа «Собор Парижской Богоматери».
Отдельные части собора могут быть восстановлены на основе фотографий и видеоизображений, сделанных смотрителями и посетителями собора в предшествующие пожару десятилетия.
Также в настоящее время известно о существовании как минимум двух цифровых копий собора, созданных в мельчайших деталях.
Автором одной из цифровых копий является искусствовед Андрю Таллон (Dr. Andrew Tallon). Трехмерная цифровая копия собора была создана им с использованием технологии лазерного сканирования и, как утверждается, отражает каждую мельчайшую деталь поверхности и внутренней структуры собора.
Другая копия была создана Каролиной Миоус (Сaroline Miousse), ассистентом арт-директора компании Ubisoft при создании компьютерной игры Assassin’s Creed Unity.
В прессе отмечаются отдельные отличия электронных версий от оригинального исполнения частей собора. Например, в Assassin’s Creed Unity некоторые внешние изменения призваны сделать игру более интересной для прохождения.
Собор был не просто воссоздан в цифровой форме, но и содержит возможность дополнительной навигации для игроков. Например, игрок может подняться на сам шпиль виртуального собора, который в ходе пожара в реальном мире был утрачен.
From a gameplay perspective, we had to change the inside a bit just to add several layers of navigation. It’s not enough to simply re-create the monument. People need to be able to have fun when they play around on and in it. We’re making a game. It has to be enjoyable. It was very important for us to adapt a monument like Notre Dame into a positive gameplay experience so the players can have some truly incredible moments.
Фрагмент интервью Каролины Миоус [http://blog.ubi.com/en-GB/assassins-creed-unity-notre-dame/].
Другие детали, например, центральный орга́н собора, были изменены, поскольку в отношении оригинальных частей собора на момент создания электронных копий, существовали ограничения, установленные авторским правом.
Так, внешний вид центрального орга́на в его последнем на момент пожара состоянии был создан только в XX веке.
Основной вопрос, возникающий сегодня с точки зрения интеллектуального права: должны ли реставраторы, желающие восстановить собор в мельчайших деталях в соответствии с цифровыми копиями, получать разрешение или согласие создателей его цифровых копий?
И второй вопрос: будет ли необходимо гостям Парижа, после того, как собор будет восстановлен, получать разрешение на фотографирование собора как объекта дизайна, созданного заново?
[В настоящее время похожая ситуация имеет место в отношении Эйфелевой башни, ночная иллюминация которой все еще охраняется авторским правом и требует получения согласия администрации. Детально об этом доступно по ссылке].
Аналогично, будет ли изготовителям мерчендайза – маленьких значков и магнитиков, продаваемых в Париже – требоваться получение лицензии, если такой мерчандайз будет создан после завершения восстановления собора и будет отражать собор в восстановленном виде?
Ответы на оба вопроса являются весьма комплексными. Попробуем разобраться по порядку.
В части структур собора, которые благополучно не пострадали во время пожара и не будут видоизменяться в процессе реставрации, каких-либо ограничений законодательством налагаться не будет.
В части структур, которые пострадали частично, вопрос об авторских правах и правах на дизайн возникнет лишь в случае, если изменился их внешний вид и его приведение в прежнее состояние потребует использования цифровых копий собора, описаний специалистов или фотографий собора до пожара, сделанных простыми посетителями.
В отношении полностью утраченных в пожаре частей собора использование двух- или трехмерных копий – цифровых образов, описаний, фотографий и видео – будет иметь место в любом случае.
Обладают ли создатели таких копий авторскими правами на них, препятствующими реставраторам использовать их?
Ответ зависит от того, что именно из таких копий будут использовать реставраторы.
По общему правилу, копии, созданные специалистами или посетителями, могут являться объектами авторского права или прав на дизайн только в случае, если создание копии является актом творчества.
Таким актом может быть фотография структуры собора под определенным ракурсом или освещением, наполняющим изображение определенным, понятным автору или зрителю фотографии, смыслом.
Аналогично, внешний вид собора или его элементов, представленный в трехмерной цифровой копии, станет охраняться авторским правом или правом на дизайн в том случае, если изображения конкретных структур собора были творчески дополнены определенным образом (графикой, в том числе видоизмененной, текстом или любыми иными объектами).
Таким образом, реставраторам потребуется согласие создателей копий собора только в случае, если
(1) создателями был совершен творческий акт при создании копии;
(2) реставраторы будут использовать элементы графики или дизайна, привнесенные авторами копий.
Если в результате разрушения собора не будет доказательств того, как именно выглядел тот или иной элемент, автор копии может утверждать, что внешний вид, представленный в его копии, является результатом его персонального творения, и авторское право создателя копии в этой ситуации будет презюмироваться.
Вероятно, реставраторы будут использовать отдельные изображения и дизайны, взятые сразу с нескольких источников (копий собора), перерабатывая и воплощая их в реальность.
Вместе с тем, если в качестве источника для восстановления будет выбрана одна или незначительное количество копий, существует риск, связанный с интеллектуальными правами другого рода: смежными правами.
В соответствии с европейским регулированием на территории стран Европейского Союза признаются смежные права создателей так называемых «баз данных». Под ними, в первую очередь, понимаются значительные совокупности информации, собранные конкретными создателями, затратившими на их создание значительные усилия. Полная цифровая копия собора, создаваемая в течение нескольких лет, с большой вероятностью может быть признана объектом смежного права создателя цифровой копии.
По общему правилу, заимствование значительной части такой «базы данных» предполагает необходимость получения разрешения на ее использование. С этой точки зрения, если собор будет отреставрирован, например, исключительно на основании описания всех мельчайших деталей собора, представленных в рамках компьютерной игры Assassin’s Creed Unity, получение разрешения создателей игры будет, скорее всего, необходимо.
Таким образом, реставраторам собора потребуется разрешение создателей цифровых копий, скорее всего, только в случае, если для реставрации будет необходимо осуществить использование значительной части такой цифровой копии. Например, если разрушенный шпиль собора будет восстановлен исключительно на основании описания и внешнего вида, представленного в рамках цифровой копии одного из создателей.
Аналогичный подход может быть применен к воссозданию витражей, которые погибли в пламени пожара.
Последние новости показывают, что центральный витраж собора по счастливому стечению обстоятельств понес лишь незначительные потери и был сохранен.
Если это подтвердится, получение каких-либо разрешений на его восстановление, скорее всего, не потребуется.
***
Указанный выше подход имеет аналогичное применение в отношении производства мерчандайза с изображением восстановленного собора. Если мерчандайз будет отражать элементы собора, в которых воплощен частичный творческий замысел создателей копий, а также если будет отражать сложные конструкции собора, для создания которых авторам копий потребовалось предпринять значительные усилия либо сохранившиеся конструкции собора, созданные в XX-XXI веке, срок действия авторского права для которых еще не истек – на применение таких элементов в мерчандайзе согласие может потребоваться.
Если же речь пойдет о мерчандайзе, отражающем лишь внешний вид собора (две оставшиеся неповрежденными башни, неповрежденные элементы фасада), какое-либо согласие требоваться не будет.
***
Собор Нотр-Дам-де-Пари будет восстановлен вне зависимости от того, какие разрешения или формальные согласия необходимо будет получить.
Вне зависимости от того, охраняется ли его облик авторским правом или смежными правами.
Он будет восстановлен – потому что он не просто отражение истории и любви миллионов жителей земли, он сам есть История и Любовь.
Грядущий век заменит век вчерашний,
Придёт и уйдёт
Новых варваров орда,
Поднимутся и снова рухнут башни,
Но песнь о любви
Не умолкнет никогда!
Il est foutu le temps des cathédrales
La foule des barbares
Est aux portes de la ville
Laissez entrer ces païens, ces vandales
La fin de ce monde
[Le temps des cathédrales/Время соборов, мюзикл “Нотр-дам-де-Пари”]
Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале и группе в Facebook.