Первое знакомство с программой
Сегодня рассмотрим установку программы и возможные проблемы при установки, а так же методы их решения
Скачиваем программу
Заходим а сайт программы ОПСУРТ
Выбираем в меню пункт "Скачать" или в правом верхнем углу "Скачать ОПСРТ". После перехода на станицу скачивания программы жмем на ссылку " Скачать ОПСУРТ 2.0.11 (17.06.2018) "
Обратите внимание, указана дата последнего изменения текущей версии, а так же, чуть ниже есть ссылка на ИНСТРУКЦИЮ! разработчики очень настоятельно рекомендуют с ней ознакомиться - там есть установка пошаговая и основные моменты работы с программой. Так де Инструкцию можно найти в меню Информация-Инструкция
Установка программы
Установку следует обязательно запускать от имени администратора - для этого на скачанном файле нажмите правой кнопкой мыши - Запуск от имени администратора. Это особенно важно для Windows 7/8/10 !!!
Далее процесс установки очень простой - везде нажимаем "Далее" и соглашаемся со всем что нам предлагают. Остановимся на нескольких этапах подробнее.
Серверная часть - устанавливается на главном ПК в Вашем магазине. На нем будет храниться база данных со всеми данными. Устанавливается СУБД FireBird - бесплатная система управления базами данных, а так же чистый файл базы данных. Так же, устанавливается программа Администрирования и Обслуживания БД. Если в магазине не установить серверную часть, то программа работать не будет.
Клиентская часть - это программа, которую надо устанавливать на всех ПК, где необходимо работать с ОПСУРТ. Это сама программа в которой будет происходить вся работа пользователей(кассиров, менеджеров и т.д.). Клиентская часть подключается к серверной и работает с файлом базы данных.
Просмотр readme.txt - файл обычно ни кем не просматривается, галочку можно убрать. (вот тут и возникают первые проблемы - ни кто не читает)
Запустить программу "Обслуживание БД" - вот это очень нужная программа. Она должна запускаться на сервере - то есть на главном ПК в магазине, там где устанавливали серверную часть.
После установки программы запускается программа "Обслуживание БД" (Sattelite.exe) - очень важно ее настроить, но чуть позже!
Настройка программы
Запускаем Администрирование - ярлык на рабочем столе. Как мы видели ранее - пароль для входа в программу masterkey
Окно входа содержит настройки - Путь к файлу БД - по-умолчанию С:\OPSRT_DB\OPSURT_DB_2.0.11.FDB в этой папке- находится читая база данных - так же видно по имени файла какая версия файла база дынных. Версия БД должна совпадать с версией программы!!! Сетевой адрес - адрес ПК в локальной сети (или сети интернет) а котором установлена серверная часть. В нашем случае - оставляем по -умолчанию 127.0.0.1 - это указывает на текущий ПК.
После входа в Администрирование программа предложит выполнить первичной заполнение данных - соглашаемся.
Далее - что бы избежать некоторых проблем - желательно сразу зайти в настройки: Выбираем Конфигурация- Общие
Вкладка «Конфигурация» - имеет несколько разделов: Общие, Касса, SQL QUERY. Тут думаю все понятно - описание на сайте хорошее.. обращу внимание, что один из частых вопросов - "почему нельзя сделать переоценку товара дешевле??" Посмотрите второй пункт "переоценять в меньшую сторону" - сделана настройка специально что бы случайно не сделали товар дешевле.
Общие.
Содержит основные настройки ценообразования, режимов работы ("супермаркет"), каталог хранения фотографий товара и т.д.
- Переоценка по новому приходу - если настройка включена, то при приходе товара, всем партиям такого товара, будет изменена розничная цена на цену из нового прихода
- Переоценять в меньшую сторону - если настройка включена, то при переоценке товара(как автоматически, так и в ручную), будет разрешено переоценять товар в меньшую торону(делать меньше чем есть сейчас)
- Переоценять ниже закупки - если настройка включена, то при переоценке товара(как автоматически, так и в ручную), будет разрешено переоценять товар ниже закупочной цены
- Игнорировать отсутствие закупочной цены - если настройка включена, то при приходе товара, НЕ будет выводится сообщение об отсутствии закупочной цены на товар
- Режим "супермаркет" - если настройка включена, то после оформления продажи, автоматический будет открываться новый документ продажи
- Каталог хранения фото товара - каталог на сервере, где будут хранится фото товара. В текущей версии этот функционал не работает
Здесь, так же можно сменить пароль на доступ к настройкам. Этот пароль необходимо будет запомнить. Если Вы хотите заменить стандартный "masterkey", то внизу экрана - можно ввести новый пароль. Будет внимательны - он нужен будет и для обновления программы. Если забыли его - то можно будет восстановить, хоть и не очень просто.
Касса.
Создаются виртуальные кассы, которые необходимо указать для пользователя по которому необходимо вести расчет выручки.
Тут надо создать столько касс, сколько у вас ПК кассиров, что бы по каждому ПК кассе отдельно учет велся наличных. Мы будем использовать программу на одном ПК, так что создадим одну кассу - "Касса1"
SQL QUERY.
Это поле для ввода SQL запросов. Разработчики в некоторых случаях для исправления дают инструкцию, где написано какой текст надо вставить сюда и нажать Выполнить.
Пользователи.
На вкладке Пользователи необходимо создать пользователей. Я создам Администратора и Кассира. Так как днем в магазине работает один кассир, а вечером происходит приход всего товара и т.д., то кассиру нет необходимости иметь все права, будем его ограничивать.
В текущей версии чуть больше настроек, но сути дела это не меняет. Создадим два пользователя. "ADMN" получит максимальные права - права выставляются в виде значков. Если значёк цветной - то это доступно текущему пользователю, если значёк в серых тонах - то недоступно.
Для пользователя кассир - kassir сделаем другую учетную запись с ограниченными правами
Кассиру необходимо выбрать кассу- выбирается из списка ранее созданных. Оставили минимальный набор прав. В дальнейшем можно добавить или убрать права доступа.
Обслуживание БД
Почему мы настраиваем ее позже? не как в инструкции? Дело в том, что тут необходимо в настройках внести пароль к БД( masterkey ) а в Администрировании его можно заменить, получается что сначала настроили бы тут, а потом поменяли и пришлось бы перенастраивать. Нет, не наш метод - сначала определяемся с паролем и основными настройками, далее - настраиваем Обслуживание БД.
Двойным кликом мышки на значке обслуживание БД - запускаем окно настроек. Если нет такого значка, то необходимо запустить файл C:\Program files (x86)\OPSURT\Server\Sattelite.exe или C:\Program files\OPSURT\Server\Sattelite.exe
В левом нижнем углу окна небольшой значек, жмем его - откроется окно авторизации. Необходимо внести пароль - masterkey либо тот который Вы моздали в Администрировании на вкладке Конфигурация - Общие. и надать ОК.
Необходимо выбрать пункт Резервное копирование БД, слева должна появиться галочка, и наждать кнопку Настроек. В окне указать путь для копии БД
Путь копии Бд не должен содержать русских/украинских и и других символов, только латинские, так же следует исключить спец символы
После настройки путь сохранения резервной копии, нажать на значек в виде часов - это настройка расписания выбранной задачи. Настраиваем удобное время.. например, у меня это ежедневно в 20.00
Нажимаем кнопку Запуска. Запустится сразу выбранная задача - в нашем случае мы должны увидеть окно командной строки - окно с черным фоном и белым текстом на экране, если оно очень быстро промелькнуло - то или у Вас очень быстрых ПК, или что то не работает.
Ошибка говорит о том что указанный пароль НЕВЕРНЫЙ.. вводим его заново и проверяем еще раз.
Необходимо убедиться точно - открываем папку,которую указали для резервных копий (у меня C:\BackUp) и там ищем файл резервной копии
Обратим внимание, что если файла нет, то скорее всего не хватает прав у пользователя под которым Вы работает в Виндовс. Закройте обслуживание БД и запустите его от имени администратора.
Файл создается с именем Backup_гггг_мм_дд_чч_мм.fbk - тут дата и время создания файла - это всегда поможет понять за какое число и время у нас есть резервные копии.
Ваша база данных храниться только у ВАС!!! если сломается ПК, жестки диск, вирус удалит файлы - База данных пропадет вся. То есть, Ваших данных НЕТ у разработчиков, их нет в облаке, интернете и т.д...
Если хотите сохранность обеспечить - начните с резервного копирования, а потом уже как обеспечить копию резервных копий ) Тут уже куча вариантов- выкладывать в облако и т.д.. Этот вопрос мы рассмотрим в одной из статей.
ОШИБКИ
Эти ошибки решаются так - http://opsurt.ru/bugs_and_fixes.html#b877466
Качаем файл, вставляем его в две папки и запускаем две команды - через командную строку - ОТ ИМЕНИ АДМИНИСТРАТОРА!
Подключение блокируется к СУБД(к вашей базе данных). Тут надо попробовать установить заново FireBird - http://opsurt.ru/files/Firebird-2.5.5.26952_0_Win32.exe Обязательно запуск делать от имени администратора!
Так же, попробуйте отключить все антивирусы, брандмауэры, фаерволы.. хотя бы а время- проверьте что это помогло - и тогда уже разбирайтесь с настройкой защиты.
неверный пароль!
Это самые распространенные ошибки, при других проблемах -лучше обратиться на сайт программы - где Вам подскажут как исправить.
В следующей статье - запустим программу ОПСУРТ и сделаем удобные настройки