Новый порт, ЯНАО, 16 апр - ИА Neftegaz.RU. Завершено формирование логистической схемы круглогодичной отгрузки и транспортировки нефти с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ). Финальным этапом проекта, на реализацию которого понадобилось 4 года, стали постановка на дежурство в Обской губе 2го ледокола компании - «Андрей Вилькицкий» и начало работы первой в мире цифровой системы управления арктической логистикой Капитан.
Об этом сообщила Газпром нефть.
Ключевой элемент уникальной транспортной системы - терминал Ворота Арктики, установленный в акватории Обской губы. Это единственный в мире нефтеналивной терминал, работающий в пресных водах и сложных ледовых условия.
Благодаря вводу в эксплуатацию этого объекта в 2016 г. удалось обеспечить круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port с Новопортовского НГКМ.
На старте реализации проекта рассматривались 12 вариантов отправки нефти, включая отгрузку ж/д транспортом и по магистральному нефтепроводу (МНП).
Только на разработку концепции потребовалось 2 года.
Доставка углеводородов водным транспортом по Северному морскому пути (СМП) оказалась самым эффективным вариантом, позволившим приступить к освоению месторождения, открытого еще в начале 1960х гг.
Особые условия Обской губы потребовали формирования собственных танкерного и ледокольного флотов, способных работать на мелководье.
Для доставки нефти до танкера-накопителя, установленного на рейде Кольского залива, по заказу Газпром нефти были построены 6 танкеров серии «Штурман» ледового класса Arc7, которые могут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,5 м.
Кроме того, в акватории Обской губы круглосуточно с января 2019 г. дежурят 2 мощных дизель-электрических ледокола нового поколения - «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», которые в 2018 г. сошли со стапелей Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Головной ледокол проекта IBSV01 «Александр Санников» был заложен 3 ноября 2015 г.
«Андрей Вилькицкий» - 2е судно серии - был заложен 14 декабря 2015 г
Современные суда обеспечивают безопасный подход танкеров к арктическому терминалу и выполняют широкий перечень задач в тяжелых ледовых условиях: швартовные операции, буксировку, защиту Ворот Арктики от ударных воздействий льда.
На сегодняшний день «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» являются самыми мощными и технологичными дизель-электрическими ледоколами в мире.
Характеристики:
- длина 121,7 м, ширина 26 м, осадка 8,0 м,
- мощность 21,5 МВт,
- водоизмещение 8699 т,
- тип пропульсивной установки - дизель-электрическая мощностью 2*7500 кВт (корма) и 1*6500 кВт (бак);
Характеристики ледоколов позволяют им работать в сплошном льду толщиной 2 м и при температурах до -50оС.
Инвестиции в освоение Новопортовского НГКМ с начала реализации проекта составили более 300 млрд руб., за это время введено в эксплуатацию 11 объектов инфраструктуры, добыто более 15 млн т нефти.
Тезисы первого замгендиректора Газпром нефти В. Яковлева:
- несколько десятилетий никто не мог подступиться к богатым ямальским месторождениям именно из-за отсутствия транспортной инфраструктуры;
- найдя единственный рентабельный путь вывоза арктической нефти, создав эффективную логистическую схему, мы не только обеспечили развитие Новопортовскому НГКМ, мы «распечатали» новую крупную нефтяную провинцию;
- речь идет о перспективных проектах как на полуострове Ямал, так и в соседних районах ЯНАО;
- таким образом, создание транспортной инфраструктуры, по сути, стало ключом к формированию центра добычи федерального масштаба, а это, в свою очередь, придаст дополнительный импульс развитию арктического региона.
Тезисы губернатора ЯНАО Д. Артюхова:
- мы рады, что компания успешно реализовала на Ямале такой крупный проект как создание логистической схемы для отгрузки арктической нефти;
- строительство инфраструктуры - ключевое звено в решении стратегической задачи по освоению Арктики. Без создания надежного транспортного сообщения невозможна разработка новых перспективных месторождений, которые в большом количестве находятся на севере округа;
- проекты крупных компаний позволяют развиваться не только региону, но и всей стране. В 2018 г. Ямал перечислил в федеральный бюджет более 1 трлн руб. налоговых отчислений.
Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых НГКМ на Ямале.
Расположено в 30 км от побережья Обской губы.
Извлекаемые запасы категорий C1 и С2 составляют более 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд м3 газа. В 2018 г. Газпромнефть-Ямал добыла и транспортировал по СМП 7,1 млн т нефти сорта Novy Port.
В ноябре 2018 г. по СМП отправился 500й танкер с нефтью сорта Novy Port.
Инновационный проект Капитан реализован для обеспечения круглогодичного бесперебойного вывоза всего объема добываемой нефти сортов ARCO и Novy Port и повышения эффективности управления логистикой.
Аналитическая система использует такие потоки информации, как:
- объемы суточной добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях Газпром нефти и объемы накопления нефти в нефтехранилищах;
- местоположение и параметры движения судов;
- данные о ледовой обстановке на маршрутах;
- графиках приливов и отливов;
- погодных условиях;
- возможность формирования новых стандартных для рынка партий поставок сырья.
Капитан в режиме реального времени ведет комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая:
- скорость движения на маршруте;
- расход топлива;
- загрузку судов.
А также осуществляет онлайн-мониторинг местоположения и параметров движения судов, грузовых операций, маршрутов и ледокольных проводок.
Внедрение системы позволило значительно сократить сроки планирования и согласования операций по отгрузке нефти и оптимизировать транспортные издержки.
Задача новой системы - безопасно управлять логистикой в Арктике и обеспечивать вывоз всего объема добываемой нефти с минимальными затратами
Круглогодичная транспортировка нефти по СМП является частью арктической программы Газпром нефти Время Арктики.
Подробнее на Neftegaz.RU