Задали такой вопрос :
Как на судне дело обстоит со временем? Оно привязано к часовому поясу или корректируется на астрономическое по мере плавания?
Ответ в пару слов не увяжешь, всё равно появятся дополнительные вопросы, поэтому попробую развернуть.
Ну, а, если и упущу что-то, или ошибусь, то френды с действующих позиций поправят и дополнят.
Почему не уложить в пару слов?А просто потому, что время на судне, это такой же странный предмет, как мир Пополь Вуха , как мёд Винни Пуха.
Сначала о приборе для измерения времени.
О часах.
Панель на мостике.
Вглубь веков заныривать не буду, во избежание написания каких либо неправильностей.
Всё здесь будет за день сегодняшний.
Часы весьма важный инструмент на судне
!Важно! Часы не только для того, чтобы зафиксировать - А, сколько сейчас время?
Но не буду рассматривать сейчас рабочие моменты, типа подачи нотиса, и прочего.
Вот просто на бытовом уровне.
А иначе как вы узнаете, что пора всё бросать и бежать на обед? Пузо здесь плохой советчик.
Пузо вообще советует не выходить со столовой.
А вечером? Если не следить за часами, есть шанс переработать. А оно вам надо?
Итак, понятно.
Контроль рабочего распорядка судна.
Рабочее расписание - круглосуточно. Вахты, работы.
У тех, кто стоит на вахте, своё расписание.
У тех, кто не стоит - другое.
Где-то эти расписания пересекаются, где-то - нет.
Часы в кают-компании.
Вахтенное расписание, обычно 4 часа вахты через 8 часов отдыха.
Расписание может и меняться, есть суда, на которых и по 6 часов вахту несут...и больше 6 часов, но в основном - 4 часа.
При нахождении судна в море или на якоре, вахта постоянно несётся на мостике.
В машине не обязательно по такому расписанию.
Автоматизация сделала своё дело.
Часы на консоли управления грузовыми операциями.
Теперь механики несут суточные вахты.
Принял утром вахту, сдал на следующее утро.
Нет, он не торчит безвылазно в машине. Вечером и ночью он может находиться в каюте. Если что и произойдёт, сработает сигнализация выведенная в каюту механика, он спустится в машину.
Но не только сигнализация. Вахтенный механик ещё обязан делать регулярные обходы машинного отделения.
в отдельных случаях механиков могут перевести и на четырёхчасовые вахты.
Случаи эти...ну, по разному в разных обстоятельствах.
Например,требуется постоянный контроль в машине во время шторма.
При интенсивных разгрузочных работах, когда в работе два котла, а у вас КАВы с автоматикой Крылова проблемы с автоматикой котельной.
Кроме официальных вахт, есть ещё и другие работы, когда требуется временной контроль.
Вахта у бункерного шланга, например. Договорились стоять по часу или два у шланга.
Часы в курилке.
Вот поэтому практически во всех служебных, бытовых и жилых помещениях судна висят часы.
Опоздать на вахту - моветон. Граничащий с оскорблением.
Какое на судне время?
Обычно на часах время того часового пояса,в котором находится судно.
Есть карта часовых поясов, там указаны границы...этих самых поясов.
При пересечении границы стрелки часов переводятся назад или вперёд, смотря куда едете.
Плывём на восток - стрелку переводим назад.
На запад - вперёд.
Обычно это происходит так.
Например, судно следует из Сингапура на Европу.
Вышли из порта, дошли до границы часового пояса, капитан даёт команду перевести часы на час назад.
Обычно переводят стрелки на вахте третьего помощника.
Он же, заступая на вахту, делает объявление - "Сегодня в 21 час судового времени стрелки судовых часов будут передвинуты на час назад и установлены по такому-то часовому поясу".
И,оп-пааа... случилось чудо.
У всех появился лишний час.
И у третьего помощника тоже.
Лишний час на вахте.
Вместо четырёх часов отстоит пять часов.
И все по каютам начинают тоже двигать часы на час назад. На телефонах, на будильниках.
Сейчас судовые часы по помещениям связаны сетью, и перевод стрелок происходит автоматически везде, по команде с мостика.
Немного раньше по помещениям бегал вахтенный матрос с секундомером и вручную крутил стрелки.
Секундомер на мостике устанавливался на ноль, запускался и матрос знал, сколько именно минут установить после ровного часа.Точность имеет значение.
А вот если из Сингапура отправиться в Америку, то тут у третьего помощника наступает праздник.
Часы пошли вперёд. И тогда он стоит всего три часа на вахте, а у остальных просто недосып.
И,хотя время не меняется так стремительно, как при перелёте на самолёте, но тоже,довольно утомительно.
Плюс бонус. На переходах в Америку.
Линия перемены дат.
Лёг спать во вторник пятого числа, проснулся снова во вторник пятого числа.
Во вчерашнем дне.
(Кстати, прикольно было звонить домой из Америки. Из вчерашнего дня
Но сами передвижки здорово сбивают с толку.
Поэтому на ноутбуке я никогда не переводил время.Оно у меня всегда стояло домашнее.)
Часы в каюте.
А если из Америки на запад ехать, там ещё интереснее, с этой линий.
Там просто один выпадает из жизни.
Лёг спать во вторник пятого числа, проснулся в четверг седьмого.
(Рассказывают байку, что капитан одного круизного лайнера проделал такой трюк на Новый год.
В точке пересечений экватора и линии перемены дат он развернул лайнер по диагонали.
И получилось - корма была в Северном и Западном полушарии и на ней было 31ое декабря.
Нос был в Южном и Восточном полушарии, и на носу было уже 2ое января.
Всё, конечно, условно... да и вообще, не знаю, было такое на самом деле или нет, но прикольно.)
На моём последнем пароходе у третьего помощника праздник длился до самого списания.
Сначала из Кореи мы шли в Америку, потом из Америки на Европу, часы постоянного переводили вперёд.
Но не все капитаны переводят часы вечером.
Есть вообще...очень, очень хорошие люди, которые болеют за производство.
Один капитан, например переводил часы утром, если надо было перевести назад. Рабочее время таким образом увеличивал. Это был редчайшей души человек. Не только в плане перевода часов.
Обычно после таких руководителей выпускают такие постеры. - Remember Bounty.Be nice with your crew.
(личное мнение - я, вообще довольно лоялен к капитанам. Но этот был настолько редкостной гнидой, как человек, что уже даже по прошествии времени я без мата вспоминать не могу этого человека)
А один капитан забывал переводит часы вовремя. И тогда мы дёргали по два часа назад или вперёд.Но зла не было на капитана...мы только ворчали - старый хрен, опять забыл - и лезли к стрелкам.
Но часовые пояса не везде ровные.
Вот Индия. Там половинчатое время. То есть на приход в Индию мы доводили стрелки ещё на полчаса.
Есть и такой момент. Судно работает на коротком плече.Но порты находятся в разных поясах.
Разница на час. Тогда, чтобы не вводить лишнюю смуту и хаос, часы не дёргают.
По это при условии, что судно работает на линии... туда-сюда, туда-сюда.
Пример - Находка-Корсаков.
Но кроме часов показывающих местное время, на судне есть часы, которые указывают время по UTC (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F
Хронометр..да тоже есть)) И хронометр есть, и звёздный глобус есть.
Но со всем этим, это вам к навигаторам. Я могу только про гайки рассказать.
Вот примерно так.
И всё равно.... чего то так и не рассказал....
P.S. Вспомнил... нет фото из ЦПУ. Куда то потерялось. С часами на консоли управление.
Хотя... вот с танкера "афрамакса". Часы на консоли.