Раньше были ведуньи, которые учили хорошим заговорам и плохим заговорам. А теперь – психологи, которые учат, что слова, сказанные ребенку в детстве, могут повлиять на его жизненный сценарий и «испортить его», подобно порче. Нет ли в этом магизма? Конечно, если все время повторять ребенку, что он плохой – возможно, кто-то и почувствует себя плохим, но все ли? И сколько раз надо повторить? Ну ладно с совсем нехорошими фразами, но на просторах родительских книг, тренингов и статей уже все сокрушаются чувством вины от еще недавно безобидных фраз, которые говорит каждый второй родитель. Не лучше ли остановиться и признать, что все не так плохо?
Позволю себе поспорить с популярным сейчас, очень нервным подходом. То, что родительские слова формируют некую «программу развития», мне кажется, подход, который нужно исследовать плотнее, дабы не плодить излишнее чувство вины. Понятное дело, что никто из хороших родителей не хочет специально ругать ребенка, но то незнакомая тетя скажет, что его полицейский заберет, то бабушка ляпнет, что "будешь в носу ковырять - палец отвалится". Возникают целые семейные ссоры, потому что на слова, обращенные к ребенку, мое поколение направляет повышенное внимание. Все стало вдруг важно. Скажешь не то - малыш вырастет закомплексованным, будет бояться незнакомцев, своего тела, своей гендерной идентичности... Но так ли это?
Ну вот, к примеру, очередная статья на эту тему на популярном родительском ресурсе про фразу «Ведешь себя, как девчонка». «Следуя закону логики, делаем вывод, что быть мальчиком – хорошо, быть девочкой – плохо», - пишет автор.
Но это какая-то женская логика. Следуя настоящей логике, вывод из этой фразы делать нельзя. И ребенок, скорее всего, его и не делает. Если он ведет себя как девчонка – он и продолжит вести себя как девчонка, только чтоб взрослый не видел, вот и все.
Чего только мне ни говорили в детстве. Взять хоты бы знаменитую фразу о ничтожности потребности ребенка в группе, которую очень любила моя учительница начальных классов, если кто-то «якал»: «Я – последняя буква алфавита». Да, дурненький подход, но способен ли здоровый ребенок перетерпеть этот подход и сделать так, чтобы эти фразы с него слетали, как с гуся вода? Мне кажется, что так оно и есть. Делают ли дети выводы? Большинство родителей жалуются, что нет, не делают. Может быть, так оно и с фразами обстоит?
Еще мне в детстве говорили, что я веду себя как мальчишка. Но я и вправду вела себя как мальчишка. Однако ни этот факт, ни фразы с негативным контекстом не повлияли на мою гендерную идентичность и положительное отношение как к мальчишкам, так и к девчонкам. Единственный вывод, который я делала из этой фразы – так это то, что большинство девочек ведут себя по-другому, не похоже на мальчиков, но есть те, что отличаются. Что-то с этим делать мне было абсолютно незачем, потому что мне было комфортно, а на тех, кто что-то там говорил по поводу моего поведения было, в сущности, наплевать.
Думаю, что значительная категория детей не воспринимает взрослые «послания» так, как их воспринимают взрослые. Вообще, вопрос восприятия послания взрослого в каждом конкретном случае индивидуален. И этот вопрос требует исследований. Один ребенок воспримет слова так, другой сяк, третий вообще не услышит. Кроме того, нужно учесть, что в воспитании человека принимают участие другие родственники и педагоги, из уст которых по поводу ребенка часто соскакивают противоположные определения. А поэтому, может, ребенок не дурак и сам рано или поздно разберется, какой он и как ему себя вести?