В феврале я захотела написать книгу. 31 марта у меня был готов первый черновик.
Книгу хотят написать многие, но все откладывают – нет времени, нет идеи, нет…обязательно чего-то нет. На самом деле у нас все есть – таков главный постулат Криса Бейти, основателя писательского марафона NanoWrimo.
Что такое NanoWrimo?
Это писательский марафон. Он бесплатный, для участия надо только зарегистрироваться на сайте.
Условия прохождения марафона всего два:
1. Вы пишете на протяжении всего месяца;
2. За месяц вы пишете не меньше 50 тысяч слов.
Обычно NanoWrimo проходит в ноябре. Участники пишут, загружают через личный кабинет написанное, и по достижении рубежа в 50 тысяч слов получают сертификат победителя. Слова считает счетчик на сайте.
Мне был важен не сертификат, а опыт и формат. Поэтому я организовала марафон сама себе.
Чем отличается свой марафон от общего?
Ничем. У вас не будет бумажки победителя. В минуты, когда мне очень хотелось получить сертификат, я думала зарегистрироваться на сайте и попробовать получить сертификат, однако потом напоминала себе, что я пишу ради процесса, а не диплома.
Отличием можно назвать отсутствие сообщества во время марафона. Насколько я знаю, в ноябре действуют форумы, где писатели могут поддерживать друг друга. Однако ничто не мешает набрать «группу поддержки» самостоятельно через социальные сети или местные клубы. В моем случае я никого не искала, не чувствовала нужды.
Как подготовиться к марафону?
Я опишу свой опыт подготовки. А уж как готовиться, и готовиться ли вообще, решать вам.
Поскольку писательство было для меня новой сферой, я поискала и выбрала несколько книг.
Первой моей книгой стала «Как писать книги» Стивена Кинга. Не скажу, что была восторге, но полезное почерпнула, об этом можно почитать тут.
Еще я купила книгу Криса Бейти «Литературный марафон». Эта книга мне очень понравилась стилем изложения – легко, с юмором.
Идея написать книгу за месяц может прийти в голову только ненормальному. Мы с вами как раз такие и есть, так что не стоит волноваться и воспринимать все всерьез.
Такой подход снимает напряжение. В книге есть краткий материал по тому, как придумать сюжет и персонажей, а также глава на каждую неделю марафона. В целом в процессе чтения я словно беседовала с добрым другом – такой и поддержит, и совет даст.
Читала я книгу Юргена Вольфа «Литературный мастер-класс». В ней нашла много практических советов и техник.
Ждет своего часа на полке книга Михаила Ахманова «Литературный талант», я прочитала только первую часть про психологию литературного творчества и сбежала к Юргену Вольфу. То ли самой не понравилось, то ли негативных отзывов перечитала.
Примерно за неделю до марта я начала задумываться об идее для книги. Пару раз устраивала мозговые штурмы сразу после пробуждения. В итоге идея сюжета пришла в метро, совершенно внезапно, а выписанные идеи были отложены, использованы для развития главной сюжетной линии или отвергнуты.
Как проходит марафон?
Сначала я думала, что буду писать каждый день. Если марафон длится 30 дней, то ежедневная норма – 1667 слов.
В первый день я села и бодро за часик написала первые абзацы. Обрадовалась – немного осталось до выполнения дневной нормы, справлюсь легко! А потом поняла, что смотрю на количество знаков, а не слов…
Я обольщалась – мой путь к 50 тысяч слов не был столь ровный, как я себе это представляла. В какие-то дни я не писала совсем, часто писала меньше нормы, и это аукалось «долгами» и отставанием от графика.
Если вы соберетесь участвовать в марафоне – ни в коем случае не полагайтесь на темп и нормы других участников! У Криса Бейти я прочитала, как написать за день 6 тысяч слов. Нужно с утра сесть и писать 30 минут, потом 10 минут отдохнуть, снова писать 30 минут, 10 минут отдыха, 30 минут письма. Повторить такие подходы еще в обед и вечером.
Так вот – у меня это не сработало от слова совсем. Мозг видимо был в шоке от поставленных задач, я сильно уставала, и
а) в дни писательского запоя не могла заниматься ничем другим;
б) так ни разу и не написала за день 6 тысяч слов, как бы ни старалась.
Так что забудьте про чужие стандарты, изучайте свои возможности.
Кстати, не случилось со мной и тех кризисов, которые описывал Крис в книге. Может потому, что у меня было много свободного времени. Как люди работают 8 часов в день, а потом ночами пишут книги – для меня загадка.
И что потом?
Сейчас у меня есть черновик, в нем чуть больше 50,5 тысяч слов. Он отлеживается – я жду, когда книга сотрется из памяти, и я стану для нее читателем.
Недели через две-четыре я планирую назначить свидание своему черновику. Крис предупредил, что 95% времени я буду закрывать лицо руками и сгорать со стыда, так что я готова.
Если окажется, что черновик содержит хоть капельку интересного, ради чего стоит его редактировать – я сделаю это. Если черновик покажется мне полной чушью – я сотру его с компьютера и тщательно замету за собой следы.
А потом примусь за новый черновик.
И зачем это все?
Когда я начинала писать книгу, то хотела просто попробовать. Новый опыт – почему нет? Опыт в написании художественных текстов ограничивался парой коротеньких рассказов под настроение, а тут – целая книга. Мне хотелось выразить некоторые свои взгляды устами героев. Доказать себе, что я смогу.
И я смогла. Смысл марафона – не написать гениальную книгу с первого раза, а разбудить свое воображение. Не бояться чистого листа. Дисциплинировать себя, писать каждый день. Не ждать прихода Музы – вытаскивать ее на свет самостоятельно.
И может это станет началом вашего творческого пути.
------------------------
Другие статьи по теме:
«Долой сюжет» и другие советы Стивена Кинга начинающим писателям
3 вопроса, которые стоит задать себе, прежде чем браться за любое дело
Было интересно? Делитесь и подписывайтесь на канал!