Найти в Дзене

Мгновения прошлого: советский ответ американской Пепси-коле.

Советская рекламная компания. Источник: cdnimg.rg.ru
Советская рекламная компания. Источник: cdnimg.rg.ru

Советские газировки дожили до наших дней, не растеряв своей популярности и спроса среди населения. Тархун, Буратино, Дюшес и многие другие крепко засели в памяти советского народа, а теплые трепетные чувства к этим шипящим напиткам продолжают передаваться из поколения в поколение.

Однако особое место среди полюбившихся каждому газировок по праву занимает прославленный "Байкал". Достаточно пафосное название для ничем не примечательного напитка, однако если углубиться в историю его появления на прилавках, то все становится на свои места.

Кадр из рекламы советского Байкала. Источник: storage.weacom.ru
Кадр из рекламы советского Байкала. Источник: storage.weacom.ru

Чтобы не растягивать статью, прикладываю краткую историческую сводку по датам, которая и стала фундаментом для появления "Байкала" в СССР:

1952 год - вице президентом США становится Ричард Никсон, друг главы корпорации Pepsi-Cola Дональда Кендалла.
1959 год - выставка американской культуры и быта (автомобили, пищевая продукция и т.д.) в Сокольниках, на которой Хрущев дегустирует Pepsi.
1968 год - Никсон становится президентом США.
1973 год - в Москве открываются первые цеха по производству Пепси.
Выставка американской продукции в Сокольниках. Источник: sokolniki.mos.ru
Выставка американской продукции в Сокольниках. Источник: sokolniki.mos.ru

Все эти события выпали на период затянувшейся Холодной войны, но не будем забывать, что холодной она называется неспроста. Когда требуется, СССР с Америкой - друзья и партнеры, а если нужно, то сразу враги и соперники.

Несмотря на то, что столичная Пепси пользовалась гигантским спросом среди населения, в народе поползли слухи о том, что якобы американцы хотят отравить или, что еще хуже, заразить неизлечимыми вирусами советских граждан.

Источник: vistanews.ru
Источник: vistanews.ru

Да и привыкли москвичи к тому, что у всего западного есть свой аналог в Союзе, который и вкуснее, и здоровее, и дешевле. Поэтому с первого же дня, когда в столице появилась американская газировка в НИИ алкогольной продукции и безалкогольных напитков начали разрабатывать достойный аналог западного лакомства.

Первая и основная сложность, с которой столкнулись ученые-химики - это выбор ингредиентов. Орехи колы никогда не росли на территории Союза, они предпочитают жаркий тропический климат, которым не славится ни Россия, ни другие советские республики.

Автоматы с газировкой. Источник: http://vremenynet.ru
Автоматы с газировкой. Источник: http://vremenynet.ru

В итоге была выбрана следующая формула:

Элеутеррокок - для бодрости;
Зверобой - для хорошего настроения (кстати, именно это дикорастущее растение используется в производстве растительных антидепрессантов);
Корень солодки и бузина - для неповторимого вкуса и аромата.

Однако через пару лет, ученые так и не смогли одомашнить дикорастущий зверобой и заменили его на обыкновенный черный чай. Говорят, что никто и не заметил перемен.

Этикетка "Байкала". Источник: cs7.pikabu.ru
Этикетка "Байкала". Источник: cs7.pikabu.ru

Так новый газированный напиток "Байкал" совершил кардинальный переворот в обществе. Его любили и обожали взрослые и дети.

Кажется, куда еще расти? А расти, как оказалось, было куда.

В годы сухого закона в СССР о легкодоступном алкоголе пришлось забыть. Теперь за бутылочку горячительной веселящей жидкости можно было не только отдать свою жизнь, но и забрать чужую. В те годы и так любимый каждым советским гражданином "Байкал" стал чуть ли не самым популярным напитком в Москве.

Любимый Байкал
Любимый Байкал
Годы шли, СССР развалился, железный занавес рухнул, а прилавки магазинов заполонили западные бренды: Кола, Пепси, Юпи, Фанта и многие другие.
Магазинный ассортимент
Магазинный ассортимент

Но даже такой сильный натиск не смог затмить преданность народа к уже привычному "Байкалу". Сегодня газировка уже не гастрономический изыск, не чудо и уж точно не деффицит.

Однако "Байкал" до сих пор занимает свое законное место в супермаркетах и продается ничуть не хуже американских газированных напитков. Кажется, он останется в сердце москвичей навсегда.

Если ты дочитал эта статью до конца, то поставь лайк и напиши какая у тебя любимая газировка в комментариях.

А также подпишись на канал Тайные закоулки Москвы, чтобы не пропустить выход новых, не менее интересных материалов.