Найти тему
Good Old Nerpach

Протест против капитализма в фильме «Простите за беспокойство»

Sorry to Bother You — лично для меня один из самых интересных фильмов прошлого года. И интересен он не в последнюю очередь тем, что и вызвало у меня больше всего негодования при просмотре — магическим реализмом.

Главный герой устраивается работать в коллцентр на холодные продажи. Но он проявляет к им интерес, готов вторгаться в личную жизнь людей и навязывать им товары, которые им вообще-то и не нужны, тогда как его коллеги просто нуждаются в работе и поэтому работают там. Альтернатива - 14-тичасовые потогонные смены в Worryfree. Жизнь в уютных бараках, питание в столовых. Отсутствие силы, времени и денег на такую жизнь, которую вписывается в представления о достойной.

В итоге работники организуют профсоюз, в деятельности которого главный герой участвовать не желает: его повысили до суперпродажника и теперь он торгует рабочей силой Worryfree и соперничает с китайскими концернами, заключая каждый день сделки на десятки миллионов долларов.

Казалось бы — это основа классового конфликта. На одном полюсе работнике, желающие получать больший процент от прибыли. На другой — власть имущие и те, кто согласился получая деньги отстаивать их интересы. Но на самом деле это внешнее противостояние имеет иные корни: главному герою нравятся продажи. Пока его коллеги пересиливают себя и трудятся (используют себя как Другого, относятся к самим себе как инстурментам), гг самореализуется. И именно поэтому он не желает разрушать этот «строй» — он его устраивает.

И оттого столь интересным оказывается, что причиной для смены точки зрения становится факт превращения людей в конеподобных существ, которые намного эффективнее способны работать на заводах. Не сам факт подобной эксплуатации становится для него вопиющим (он привык к этому, это часть его повседневности) — лишь факт целенаправленного изменения человека ради нужд капитала становится для него поводом изменить мнение.

-2

Профсоюз в фильме, кстати, тоже побеждает. Но лишь благодаря вмешательству человекоконей, которые выносят полицейских на раз-два.

В итоге от фильма и остаётся такое странное послевкусие: вроде положение наёмных рабочих и стало лучше, но лишь благодаря вмешательству «магическому». Да и то, лучше стали себя ощущать лишь продажники, тогда как Worryfree продолжил свою деятельность, а факторы, породившие возможность его существования, никуда не исчезли.