Найти в Дзене

Бой экологических систем: отключаем AdBlue на Porsche Cayenne

Обычно к нам приходят и просят “чтоб стало хорошо”. Мы думаем, как сделать хорошо, потом так и делаем (обычно даже лучше, чем просто хорошо). Немного реже приходят и просят что-то конкретное. Если это конкретное - хорошо, то тоже делаем. Но иногда к нам приходят и просят что-то странное. Например, отключить мочевину (AdBlue) на Porsche Cayenne 958 с 4,2-литровым дизелем. Если бы нас попросили “чипануть” бензопилу, мы бы удивились меньше: на наш рынок, в отличие от американского, такая комплектация не поставлялась от слова «совсем». Однако клиент был настойчив, сообщил, что машина стопроцентно европейская и система там присутствует. Клятву он закрепил фотографией. Тут мы по привычке откинулись на спинки кресел и немного по-стариковски побрюзжали. Куда катится эта Европа? Хороший же был мотор, этот самый 4.2TDI! В эпоху, когда дизельгейт только ещё начал маячить где-то на горизонте, эти дизели цвели и пахли (больше пахли) на Touareg. Потом пахнуть они стали меньше, но всё ещё цвели

Обычно к нам приходят и просят “чтоб стало хорошо”. Мы думаем, как сделать хорошо, потом так и делаем (обычно даже лучше, чем просто хорошо). Немного реже приходят и просят что-то конкретное. Если это конкретное - хорошо, то тоже делаем. Но иногда к нам приходят и просят что-то странное. Например, отключить мочевину (AdBlue) на Porsche Cayenne 958 с 4,2-литровым дизелем.

Если бы нас попросили “чипануть” бензопилу, мы бы удивились меньше: на наш рынок, в отличие от американского, такая комплектация не поставлялась от слова «совсем». Однако клиент был настойчив, сообщил, что машина стопроцентно европейская и система там присутствует. Клятву он закрепил фотографией.

Надпись под жёлтым гаечным ключём как бы намекает
Надпись под жёлтым гаечным ключём как бы намекает

Тут мы по привычке откинулись на спинки кресел и немного по-стариковски побрюзжали.

Куда катится эта Европа? Хороший же был мотор, этот самый 4.2TDI! В эпоху, когда дизельгейт только ещё начал маячить где-то на горизонте, эти дизели цвели и пахли (больше пахли) на Touareg. Потом пахнуть они стали меньше, но всё ещё цвели, чуть придушенные сажевыми фильтрами на Q7 и Cayenne. Но вот как раз на Кайене бездушные европейцы задушили этот дизель совсем, вкорячив бак с мочевиной. А потом они ещё немного подумали и пришли к выводу, что пинать дохлую собаку - это не толерантно, и 4.2TDI пора выкинуть на свалку: в будущие нормы Евро он всё равно не влезет, даже если поставить ему на выпуск ещё четыре катализатора, засунуть в холщовый мешок и замотать скотчем.

И если Русь у нас ассоциируется с гоголевской птицей-тройкой, то Европа - с мочевиной. Печаль.

Ладно, пора действовать. Утрём слёзы, господа! Пока в России есть “Лаборатория скорости”, есть и хорошие дизели. Пора спасать мир!

Загоняем Кайна в бокс, подключаем сканер. Что видим? А видим мы ошибку P20E8, которая переводится с машинного языка на русский как «низкое давление восстановителя». Ну, и соответствующая гирлянда с ахтунгом на панели сверкает всеми своими лампочками.

Ещё раз красивая фотка приборки Кайена
Ещё раз красивая фотка приборки Кайена

Что с этой красотой делать? Понятно, что первым делом надо решить проблему с AdBlue. Но уж если лезть в экологию, то лезть полностью, поэтому предложили сразу отключить еще и сажевики вместе с системой EGR (чтоб на века).

Владелец согласился, но добавил ещё одно пожелание: убрать бачок с мочевиной «чтобы не булькал». Почему бы и нет?

Давайте вкратце напомним о том, что такое вообще эта самая AdBlue.

Всё началось с того, что требования Евро-5 по содержанию оксидов азота и сажи выполнить одновременно очень трудно. Как бы это ни выглядело странно, помочь разобраться в вопросе сможет рассмотрение устройства EGR.

Количество оксидов азота резко возрастает при росте температуры сгорания. А интенсивность партикуляции (появления твёрдых частиц в отработавших газах) снижается при обратном процессе - снижении температуры. И вот тут начинается самая бестолковая битва экологических систем дизеля. С одной стороны, система EGR всеми силами пытается снизить температуру сгорания смеси, сокращая тем самым выброс оксидов азота. Но при том возрастает количество сажевых частиц. И тут в оркестре экологических приблуд подаёт голос сажевый фильтр, который эти частицы отлавливает. Но когда он забьётся (или ему даст команду ЭБУ), начинается процесс его регенерации. А это резко повышает температуру отработавших газов.

Получается, что ЕГР не только занимается махровым суицидом, увеличивая отложения сажи, но и целенаправленно убивает сажевый фильтр. А сажевый фильтр в момент регенерации повышает количество выброса оксидов азота.

Бой этот бесконечен. Победителей в ней нет, в конце концов погибают оба. Тоска, мрак и безнадёга. Но выход был в итоге найден - это как раз та самая система Selective catalytic reduction (SCR, она же - BlueTEC, AdBlue или DeNOxtronic).

Вот теперь надо постараться не провалиться в болото менделеевщины и рассказать о принципе работы мочевины человеческим языком. Что ж, попробуем.

В бак с мочевиной заливают специальный реагент - раствор мочевины в воде. Этот раствор под давлением подаётся в отработавшие газы. Под их действием мочевина разлагается на аммиак и изоциановую кислоту. Дальше кислота разлагается на аммиак и углекислый газ. Тут нам больше интересен именно аммиак, который нейтрализует оксиды азота. В результате у нас получаются углекислый газ, азот и водяной пар. Всё безвредно и радостно, как букет невесты.

Главная “плюшка” мочевины - она не снижает температуру сгорания. А это значит, что количество сажи с ней будет намного меньше. Идеально? Ну, почти.

Во-первых, чем больше такой “экологии” - тем больше потенциальных поломок (появляются новые датчики, форсунка и прочее, что может сломаться). Ну, а во-вторых, раствор мочевины в воде при -11 градусах просто замерзает. Причём сама мочевина - штука вонючая и токсичная. А так как её ещё надо и заправлять, то появляются дополнительные траты на покупку реагента. Владельцы Кайенов и GLE негодуют.

Кажется, теории уже достаточно. Давайте посмотрим, как мы избавим владельца Кайена от головной боли с мочевиной.

Начнём с того, чтобы помолясь выкинуть к чёрту бак AdBlue.

Наши руки не для скуки...
Наши руки не для скуки...
… для любви сердца
… для любви сердца

Теперь разберёмся с сажевыми фильтрами. Их тут два, как и катализатора. Последние пусть остаются, а сажевики - фтопку.

Аутопсия фильтра. 18+
Аутопсия фильтра. 18+

Теперь продолжим преступление против природы - снимем систему EGR.

Так себе история )
Так себе история )

Снимаем впускной коллектор и цинично усмехаемся: черная грязь на компонентах впуска – результат работы системы EGR.

Само собой, такой чудо на машину ставить нельзя. Поэтому коллектор пришлось отмыть. А ещё - поставить заглушки. Ведь вы помните, что после ликвидации ЕГР приходится ставить такие заглушки, которые мы делаем сами? Кто-то их делает из консервной банки, но мы их делаем хорошо. Просто отлично.

-7

Просто удивительно, сколько при желании можно выковырять из Кайена ненужных запчастей!

Ну, а теперь - самый цимес. Всё это барахло надо не только выкинуть из машины физически, но и отключить программно. Если с отключением сажевого фильтра и ЕГР готовы справиться почти все, то с программным отключением мочевины на этом автомобиле есть много нюансов. Сделать это «по-заводскому», не убивая диагностику, но при этом без лишних сообщений на панели, могут немногие (то есть, мы).

Умный скрин. Не совсем про отключение AdBlue, но выглядит норм. И видно, что мы не вслепую работаем )
Умный скрин. Не совсем про отключение AdBlue, но выглядит норм. И видно, что мы не вслепую работаем )

Что тут сложного? Дело в том, что многие предпочитают “грохнуть” всю диагностику. Нет системы диагностики - нет ошибок. “Чек” не горит, всё работает. Правда, не работают защитные алгоритмы, а в случае поломки в какой-то другой системы ошибку будет найти невозможно: диагностики-то нет. Мы идём другим путём и отключаем только то, что нужно. В нашем случае - сажевые фильтры, EGR и AdBlue. Всё остальное работает совершенно штатно. Перефразируя классика, можно сказать так: “Не все могут так делать. Вернее, так делать могут не только лишь все. Мало, кто может это делать”. Никаких аварийных режимов, никаких лишних сообщений на панели, никаких ошибок. И ничто этому Кайену в голову уже не ударит.

Счастлив и владелец Cayenne. Ему больше не придётся покупать и заливать мочевину, искать прямые участки дорог для регенерации сажевых фильтров, воевать с EGR. И ещё он наконец-то сможет спать спокойно до утра, не вскакивая среди ночи в поту, увидев во сне кошмар про “Пуск невозможен через 500 км”. А кто молодец? Мы молодцы. Хоть и не любим экологию.

-9