Сегодня на пресс-конференции в Париже директор и многолетний отборщик Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо огласил основную конкурсную программу и фильмы секции «Особый взгляд».
Начал Фремо свою речь с дежурных слов про равноправие и особенно обильное присутствие женщин-режиссеров в конкурсе. Его поддержал и президент Каннского фестиваля Пьер Лескюр, который отдельно отметил афишу фестиваля, впервые за всю историю посвященную женщине-режиссеру.
Напомню, что французский режиссер Аньес Варда в марте 2019 скончалась. Вспоминаем ее в этой подборке ссылок на ее интервью и статьи о ней:
Adieu Agnès Varda
Конкурс
Фестиваль откроется новым фильмом Джима Джармуша «Мертвые не умирают» (про зомби, как можно догадаться по названию). Смотрим трейлер:
В конкурс вошли 19 фильмов, но возможны дополнения. Из старой гвардии режиссеров, которые, несмотря на возраст, продолжают снимать на уровне главного мирового кинофестиваля, - 75-летний Терренс Малик с фильмом про войну, неизменно социальный Кен Лоуч (82 года), политически активный ветеран из Италии Марко Беллоккьо, которому в этом году стукнет 80.
В основной программе участвуют и братья Дарденн с фильмом про ислам, еще один француз Арно Деплешен, красочный (как всегда) испанец Педро Альмодовар и мрачноватый (но с юмором) румын Корнелиу Порумбою.
Трейлер фильма «Боль и слава» с Антонио Бандерасом и Пенелопой Крус:
Также в конкурсе – фильм бразильского режиссера Клебера Мендосы Филью, чей «Водолей» в 2016 уже номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». Американский режиссер Айра Сакс, в прошлом участник Сандэнса, примет участие в конкурсе с инди-фильмом «Фрэнки» с Изабель Юппер в главной роли. А молодая звезда французского кино Адель Экзаркопулос сыграла главную роль в картине «Сибил» Жюстин Трие, которая тоже будет бороться за главный приз Канн.
Секция «Особый взгляд»
Это вторая по важности программа Каннского кинофестиваля, и в ней принимают участие не менее важные режиссеры. На вопрос японской журналистки, почему в программе нет ни одного японца, Тьерри Фремо сказал: всего 198 стран, а в официальную программу входит обычно не более 50 картин, поэтому, конечно, такой вопрос возникает. Впрочем, Россия этот отбор все-таки прошла: в программе «Особый взгляд» покажут «Дылду» - фильм молодого режиссера из Нальчика Кантемира Балагова о том, как люди жили после войны в Ленинграде. Балагова покажут наравне с новыми фильмами Оливье Лакса, Бруно Дюмона, Кристофа Оноре и Альберта Серры.
Картина на злободневную тему огня и пожара «O que arde» - это третье участие галисийского режиссера Лакса в Каннах. Дюмон покажет вариацию на тему истории Жанны д’Арк, продолжение его мюзикла «Жанетта». Кристоф Оноре представит фильм «Комната 212», который, по мнению Тьерри Фремо, во многом напоминает творчество выдающегося французского писателя и режиссера Саша Гитри. А Серра продемонстрирует свое видение свободы: одноименный фильм «Свобода» - это история французской аристократии перед революцией.
В 2018 в Берлинском театре Фольксбюне Серра поставил спектакль на тот же сюжет:
В «Особом взгляде» покажут даже мультфильм! Это рисованная анимация по роману алжирского писателя Ясмины Хадра «Ласточки Кабула», сделанная двумя художницами Забу Брейтман и Элеа Гобе Мевеллек. Как говорит Тьерри Фремо, программа «Особый взгляд» позволяет отойти от мейнстрима, это такая библиотека, по которой люди изучают кино. Правда, про украинского режиссера Наримана Алиева Фремо забыл и вспомнил о нем в самом конце: кажется, его имя было на отдельном листке, не в общем списке. Посмотрите видео пресс-конференции, чтобы понять, что это все-таки было:
Вне конкурса и спецпоказы
Вне конкурса зрители увидят картины Клода Лелуша, Вернера Херцога и, например, Абеля Феррары, который живет уже не в Нью-Йорке, а в Риме, про него и снимает: фильм «Томмазо» с Уиллемом Дефо вошел в программу спецпоказов. Здесь же можно будет увидеть фильм Хуана Соланаса про борьбу аргентинских женщин: без борьбы никуда, ведь Хуан Соланас – сын Фернандо Соланаса, известного режиссера-антикапиталиста. Про Соланаса, кстати, тоже Фремо забыл и вспомнил уже в секции вопросов-ответов.
Покажут и документальный фильм прекрасного Алена Кавалье по автобиографии французской писательницы Эмманюэль Бернхейм, которая умерла в 2017 году.
«Слишком стар, чтобы умереть» Николаса Виндинга Рефна покажут вне конкурса. Этот фильм (а в будущем - сериал) Тьерри Фремо охарактеризовал емким слоганом «Twin Peaks revisited».
Как выясняется, все ждали Тарантино, но он не успел закончить фильм. А вот Элтон Джон доберется до Канн и даже что-то сыграет на рояле: вне конкурса покажут его биографию «Рокетмен», снятую актером и режиссером Декстером Флетчером. Зрители фестиваля увидят еще одну – очередную – биографию Диего Марадоны, которую снял Асиф Кападья – человек, в последнее время специализирующийся на кинобиографиях знаменитостей: на его счету история Эми Уайнхаус, биография бразильского мотогонщика и даже фильм про футболиста Криштиану Роналду.
Отдельно на пресс-конференции затронули тему противоборства Каннского фестиваля со стриминговыми платформами, в частности с Netflix. В прошлом году был скандал с фильмом Альфонсо Куарона «Рома», в итоге фильм вышел на Netflix, но не попал в Канны. По словам президента и директора фестиваля, у стриминговых сервисов абсолютно другая модель развития, которая не соответствует правилам фестиваля. После Канн фильмы должны идти в прокате, демонстрироваться в кинотеатрах, а стриминг полностью убивает такую возможность. Netflix не хочет идти навстречу и выпускать фильм в широкий прокат хотя бы во Франции.
72 Каннский кинофестиваль пройдет с 14 по 25 мая.