Всем привет, котики. Я не пропала, нет, хоть и стала писать реже, надеюсь вы меня простите, и скоро мы догоним и перегоним всех по количеству статей и подписчиков ;)
Сегодня поговорим на интересную на мой взгляд тему, а именно про апофению и перейдолию, а также статистические ошибки первого и второго родов. Но не пугайтесь сразу таких страшных слов.
Я думаю, что большинство из вас, будучи маленькими детьми смотрели на загадочную луну на ночном небе и видели там образ страдающей женщины. По крайней мере я точно. Каждый раз воображение рисовало мне невероятные гипотезы на тему как она туда попала.
Частенько мы видим глаза, рот и нос там где их и в помине нет, например в розетке или пылесосе, и уж точно нет на свете ни одного человека, который сказал бы, что это :) - двоеточие и скобка. Если вы один раз увидели тут улыбающееся лицо с глазами, то избавиться от этого наваждения уже не просто.
Способность видеть и логически дорисовывать связи между предметами и явлениями называется апофения, а её частный случай: способность видеть в неодушевленных предметах человеческое или звериное лицо- перейдолия.
А ошибка первого рода: это как раз видеть "то, чего нет!", в отличие от ошибки второго рода "не видеть то, что есть!"
Почему же у человека перейдолия настолько выражена? Дело в том, что не было бы этого безобидного качества у наших предков- не было бы и нас с вами.
Согласитесь, что гораздо безопасней увидеть вместо лиан на дереве гигантскую змею и убежать, чем решительно принять спящего волка за бревно и наступить на него. Это естественный и простой механизм отбора. Выживали самые аккуратные и те, у кого было хорошо развито воображение.
Сейчас же в наследство от предков нам с вами осталась такая вот милая черта видеть трагедию и драму, там где ее нет.
Берегите себя и относитесь ко всему критически, особенно к "божественным ликам" на хлебушке)
Для этой статьи я использовала курс "Биология поведения человека" Роберта Сапольски в переводе VertDider и книгу "Защита от тёмных искусств" Александра Панчина.
Ну и напоследок: посмотрите клёвую рекламу Ikea как раз на тему апофении.
Всем желаю скорейшего наступления весны!