Когда-то в Таганроге были ветряные мельницы:
Ветряные мельницы использовались в городе до начала 20-го века:
Мельницы были за чертой города: и около кладбища, и в сторону Дубков, за заводами:
Конечно ветряные мельницы не сохранились: судя по всему, это были деревянные постройки, не рассчитанные на долгое существование.
Постепенно Таганрог настигала эра пара. Открывались паровые мельницы: т. е. такие мельницы, где жернова приводились в движение паровыми машинами. И вот тут кое-что сохранилось.
Не сохранившиеся постройки
Одна из первых мельниц появилась еще в середине позапрошлого века:
На землях, принадлежащих купцам Ласкараки и Вальяно, управление общества «Сельский хозяин» в 1858 году приступило к строительству огромной по тем временам мельницы большой производительности. Предназначалась она для переработки доставляемой в город пшеницы и дальнейшей ее отправки морским путем за границу. Занимаемая постройками площадь составляла 60 тысяч квадратных метров. Пятиэтажное здание, узкое и длинное, в котором она помещалась, обошлось компании в 70 тысяч рублей. Тут же имелись большие амбары для ссыпки хлеба, службы для рабочих, а во дворе огромный резервуар, в который вода с моря накачивалась посредством большой паровой машины. Устроенная на 48 поставов, мельница перерабатывала не только зерно в крупу и муку многих сортов, но очищала и сортировала пшеницу. При 12-часовом рабочем дне в сутки суточный помол доходил до 280 четвертей (около 60 тысяч литров).
Хозяева крупно просчитались, задумав вывозить хлеб мукой, а не зерном, как это принято в Америке и часто значительно выгодней; они не учли, что тарой для этого служат бочки, а для них необходим лес, которого в окрестностях Таганрога не было. Пришлось бочки покупать по дорогой цене, и через год работы Общество признало свою несостоятельность. Кроме того, экспорт хлеба за границу значительно снизился, и мельницу пришлось продать наследникам Алфераки, которые также не сумели извлечь из нее выгоды. В довершение в 1880 году здание мельницы сгорело, принеся убыток хозяевам в 183 тысячи рублей. Таганрогский предприниматель еврей Ревич приобрел сгоревшую мельницу и распродал остатки стен местным жителям на кирпич, который был настолько крепок, что под ударами звенел как металл.
Сейчас на этом месте детская многопрофильная больница.
Про другую мельницу у нас уже заходила речь — это мельница была портовом районе. Мельница принадлежала вице-консулу Италии В. Мошетти:
С приходом советской власти Мошетти выкинули на мороз, мельницу национализировали, превратив сначала во «2-ю Гос. мельницу и фабрику Совнархоза», а затем в Мукомольно-макаронный комбинат.
Макаронный комбинат не пережил Великую Отечественную Войну (был сожжен в 1941 году), на этом месте в 1960-х выстроили жилые дома-хрущевки:
Сохранившиеся постройки
Однако, помимо это, в Таганроге было еще несколько паровых мельниц. Одна из них проработала чуть ли не до конца 1980-х (посмотреть больше фото можно тут).
1 января 1877 года Елисеев писал:
Сим имею честь довести до всеобщего сведения почтеннейшей публики города Таганрога, а также окрестности его, что вновь перестроил свою паровую мукомольню и торговые бани. В паровой мукомольне моей принимается в помол пшеница по 10 копеек с пуда, жито 8 копеек с пуда, также продаю готовую муку: житную, пшеничную сеянную всех сортов по дешевым цепам. Из колодца моего при мельнице я отпускаю во всякое время воду по 5 копеек за бочку. Баня моя и мельница находятся на Александровской площади на Новом базаре в собственном доме.
Интересно объединение бани, колодца и мельницы: вода нужна для паровых котлов, а пар из цилиндров куда то нужно сбрасывать. Этакое эффективное использование ресурсов.
Эта постройка, известная как здание паровой мельницы и бань Елисеева, стоит до сих пор во дворе по адресу Чехова 110. Памятником архитектуры, ясное дело, не является, от людских глаз скрыто. Фотосъемка с подписями тут:
Помимо этой, сохранилась еще одна паровая мельница. Построена она позже, примерно в 1902 году.
Речь идет о мельнице Симановича, которая расположена по современному адресу Александровская 162.
Симанович, построивший мельницу, продал её в 1916 году группе коммерсантов (среди которых был, кстати, отец Раневской).
Затем всё как обычно — национализация построек, использование их советской властью.
Как использовалось здание в советский период не до конца ясно. Как минимум в годы оккупации здание работало как мельница.
Однако, в 1977 году в Таганроге открылось троллейбусное движение. Здание и территорию мельницы отдали под троллейбусный парк:
Мало кто из жителей знает, что это здание Троллейбусного парка старше чем троллейбус. Здание не считается памятником архитектуры и пребывает в печальном состоянии.
Наш сегодняшний посыл заключается в том, что бы обратить внимание: две памятные постройки города (тем более мельницы, с их когда-то важным значением для народа) не охраняются государством и не признаются достоянием города.