В городе Толедо умирает высокопоставленая и при этом удивительно набожная дама. Имея при жизни влияние на город, она завещала все свое состояние монастырю, что подразумевало, в первую очередь, восстановление собора. Местные власти отнеслись к делу со всей серьезностью, так что живописное оформление собора доверили уже известному в Риме художнику Доменикосу Теотокопулосу, которого в Испании звали просто Эль Греко (исп. - El Greco, буквально «Грек»).
Для художника это был первый большой заказ, так что он сразу же с усердием взялся за работу и за два года успел написать четыре алтарных образа: «Вознесение Марии», «Святая Троица», «Вознесение Христа» и «Поклонение пастухов». В них живописец уже максимально показал свой собственный стиль, который привел в восхищение весь город. Так что не заставил себя ждать следующий заказ – написать заалтарный образ для главной гордости города – толедского кафедрального собора.
Художник выбирает редкий для этого сюжет – «Снятие одежд с Христа». В этой работе Эль Греко максимально проявил все свои сильные стороны, объединив классическую итальянскую школу с греческой иконописью. Работа, разумеется, произвела на всех большое впечатление, и тут же разразился огромный скандал.
По толедским законам, прежде чем принять заказ, работу художника необходимо оценить. Независимая комиссия заявила, что работа мастера с трудом поддается оценке из-за всех своих достоинств, поэтому была заявлена фантастически высокая цена. Это, конечно же, не понравилось руководству собора, так что к картине вдруг появилось много замечаний и претензий, дабы стоимость была снижена.
Но художник твердо стоял на своем, заявив, что нет ничего выше искусства. В итоге конфликт довел Эль Греко и церковь до суда. Основной аргумент со стороны церковной власти заключался в том, что художник сожительствует с дамой и даже имеет ребенка, но официально не оформил отношения. Это был серьезный аргумент, но он нисколько не смутил живописца. Тот упорствовал и говорил, что личная жизнь никакого отношения к его работе не имеет. В итоге Эль Греко все-таки одержал победу. Позже он даже решил остаться в Толедо, где и создал самые свои значимые произведения.
Художник однозначно опередил свое время, предвосхитив появление экспрессионизма и кубизма. По сей день работы живописца восхищают и приводят в смятение специалистов, которые не могут отнести индивидуальный стиль Эль Греко ни к одной официальной школе живописи.