Служба исследований HeadHunter провела опрос и выяснила, что 84% работодателей проверяют профили соискателей в соцсетях, а 72% отказывают потенциальным работникам после проверки аккаунтов. Рассказываем, можно ли составить объективное мнение о человеке по постам в социальных сетях.
Зачем работодатели смотрят соцсети кандидатов?
- Информация о личности кандидата. По данным исследования онлайн-рекрутера HeadHunter, 98% работодателей стремятся узнать об интересах и увлечениях соискателя. Рекрутеры смотрят на сообщества, в которых состоит соискатель и репосты на стене.
70% опрошенных HeadHunter уделяют внимание фотографиям в профиле. Алексей Аметов, издатель Look At Media говорит, что их HR-менеджеры обязательно смотрят на аватар: «Если там обнаженка, религиозная, политическая или националистическая символика, этот соискатель не впишется в нашу компанию».
По тому, как часто человек делает посты, некоторые судят о работоспособности. «Если я вижу, что соискатель за один день успел выложить три своих фотографии, перепостить несколько чужих открыток и написать 5 текстов, у меня точно возникнут сомнения в том, насколько эффективно он будет проводить рабочее время», — сообщает менеджер по персоналу ООО «Монтбрук» Елена Шкодик.
- Неполная информация в резюме. По исследованию HeadHunter 44% рекрутеров пытаются найти недостающие в резюме данные о предыдущей работе или образовании.
- Проверка сведений резюме. Резюме и профиль сверяют 25% опрошенных . И у 58% процентов малейшие несоответствия становятся основной причиной отказа.
Какие соцсети смотрят работодатели?
- 90% работодателей проверяют профили кандидатов «Вконтакте»;
- 53% — на Facebook;
- 34% на «Одноклассниках».
- 41% опрошенных отмечают, что они больше уделяют внимание профессиональным соцсетям типа LinkedIn. «Мы не смотрим «Одноклассники» или Facebook. По поведению в сети не очень просто оценить личностные, а тем более профессиональные качества. Но мы обращаем внимание на профили в профессиональных сетях, например, на LinkedIn.ru — там мы можем оценить опыт и знания на начальном уровне знакомства с кандидатом» — отмечает Екатерина Крылова, специалист по управлению персоналом международной FMCG компании.
Можно ли по аккаунту составить четкое мнение о человеке?
Исследуя поведение людей в соцсетях, многие психологи приходят к выводу, что пользователи, ведя свой профиль, стараются подстроиться под гостей аккаунта.
Причем часто это делается неосознанно. Пользователь как бы надевает на себя маску. О «социальных масках» в соцсетях пишет А.В. Рожкова в статье «Самовыражение (самопрезентация) в социальных интернет-сетях как феномен киберсоциализации человека».
Это феномен исследовали доценты, кандидаты психологических наук Донского государственного технического университета И.С. Кузьменко и А.О. Долгова в работе «Особенности самопрезентации и выраженность социальных потребностей у пользователей социальных сетей».
Авторы отметили, что многие пользователи соцсетей стремятся преувеличить свои достижения, подчеркнуть свои положительные стороны (или что-то, что им хочется, чтобы окружающие видели в них).
Термин «самопрезентация» не новый в психологии. О нём написано достаточно много работ. Одним из первых был американский социолог, президент Американской социологической ассоциации Ирвинг Гофман в книге «Представление себя другим в повседневной жизни”.
Т.е. это явление изначально не связывалось с соцсетями. Однако социальные сети — это самая удобная на сегодняшний момент площадка для презентации. В реальной жизни примерно 30-40% своей речи мы отводим на разговор о себе. В соцсетях этот показатель равен 80%. Это объясняется тем, что, выкладывая посты, есть время обдумать каждое слово и представить себя так, как мы хотим, чтобы нас видели.
Это значит, что не стоит слишком верить тому, как человек преподносит себя в профиле. На его страничке в первую очередь видны качества, которые ему в себе нравятся или которые он хочет в себе видеть. Поэтому однозначные выводы о том, что из себя представляет человек, каким он будет работником, сделать практически невозможно.
Однако, если на страничке много агрессивных, негативных постов, возникает логичный вопрос: почему именно негатив и агрессию человек выносит на первый план?
Не факт, что человек агрессивен в реальной жизни. Однако это свидетельствует о внутренней направленности на разрушение. Это феномен описывал немецкий психоаналитик Эрих Фромм. Он выделял такую категорию людей как «некрофилы» — люди, не имеющие творческих способностей, склонностей к созиданию. Внутренняя энергия, которую человек тратит на созидание, таким людям некуда использовать. Поэтому она выливается в агрессию.
О чем говорит пустой профиль?
Некоторые люди, имея профили в соцсетях, ничего туда не выкладывают. Людмила Мартьянова, эксперт-профайлер Международной академии исследования лжи объясняет это 3 причинами:
- Скрытность. Человек не хочет выставлять свою жизнь напоказ, использует соцсети только для переписки.
- Занятость. Человек много работает, и у него нет времени вести аккаунт.
- Объективные причины не раскрывать свои данные. Одна из основных таких причин – проблемы с законом.
Если у человека пустой профиль в одной из социальных сетей, проверьте его в других. Некоторые заводят аккаунты, например, в «Одноклассниках» чтобы общаться с кем-нибудь, кого нет в других сетях, а полноценный профиль ведут «Вконтакте» или в Instagram.
Как вести профиль в соцсетях, чтобы понравиться работодателю?
Марина Хадина, руководитель карьерного направления HeadHunter советует:
- Указывать настоящее имя.
- Заполнять данные об образовании и карьере.
- Скрывать откровенно личные фотографии.
- Проверить отметки на чужих фотографиях. Некоторые отметки, которые могут смутить рекрутера, лучше убрать.
- Проверить соответствие данных на страничке и в резюме.
- Просмотреть последние посты и подумать, насколько они соответствуют тому образу, который должен сложиться у работодателя.
Если вы устраиваетесь на работу, всегда помните, что соцсети – это публичное пространство, и по вашему аккаунту вас будут судить многие, в том числе и будущий начальник.
А если ищете сотрудника для своей компании, не забывайте, что не всему, что написано на страничке пользователя, можно верить. Сделать правильные выводы по постам и фотографиям в соцсетях очень сложно. Да и не всегда личные качества человека (возможно, не самые привлекательные) характеризуют его как специалиста. Человек, который по аккаунту показался грубым или странным, может оказаться великолепным работником.