Найти в Дзене

Противоречия должности вузовского доцента

Содержание деятельности педагогического состава вузов определяется единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Этот документ определяет должностные обязанности. Описывает содержание деятельности. Объявляет ограничения.

При глубоком изучении справочника возникает огромное количество противоречий и вопросов. Первый из них связан с квалификацией.

Не вызывает сомнений тот факт, что этот работник должен иметь высшее профессиональное образование. Понятны требования по наличию учёной степени кандидата или доктора наук. Объяснимо учёное звание доцента. Но стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет сразу порождает вопросы.

Может ли молодой преподаватель за столь короткий срок освоить тот объём работы, которую должен реализовывать кафедральный доцент?

Этот специалист в соответствии с содержанием справочника должен уметь планировать, организовывать и контролировать учебную, воспитательную и учебно-методическую работы по курируемым дисциплинам. Из содержания написанного становится понятно, что у него должны быть какие-то подчинённые. Или он контролирует свою работу?

Следующее противоречие. Доцент должен организовывать, руководить и вести научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). И снова вопрос. Где те, кого необходимо вдохновлять на научно-исследовательские подвиги?

Ещё одно противоречие. За три года данный специалист должен освоить ведение всех видов учебных занятий. Он уже умеет руководить курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой студентов. Особое внимание в этой работе он уделяет магистрам и специалистам. Ему же обязывается руководить, контролировать и направлять деятельность научного студенческого общества. Он же должен контролировать качество проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине. Кроме того, доцент обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создаёт условия для формирования у обучающихся компетентности будущей профессиональной деятельности. Он также принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Создаёт рабочие программы по курируемым курсам. Участвует в научно-методической работе кафедры и факультета, работая в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Этот же специалист ещё ходит на исследовательские семинары, совещания. Ездит на конференции. Пишет методические пособия, указания и рекомендации.

Отдельным разделом обязанностей доцента стала подготовка молодых преподавателей. Он должен принимать участие в повышении квалификации начинающих преподавателей. Оказывать содействие в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств. Он же оказывает им методическую помощь. Кроме того, наш доцент организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров.

При этом он ещё является специалистом по профессиональной ориентации школьников. Это тоже его обязанность. Эта задача дополняется пропагандистской деятельностью научно-технического, социально-гуманитарного, экономического и правового содержания.

Отдельное направление трудовых подвигов доцента развитие материально-технической базы кафедры. При этом он ещё должен разрабатывать учебники и учебно-методические пособия, готовить описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам. А ещё он участвует в воспитательной работе со студентами.

Следующим направлением подготовки этого уникального специалиста становится руководство работой по подготовке научно-педагогических кадров, т.е. он ещё и с аспирантами работает.

И последнее. Доцент должен контролировать выполнение обучающимися и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Как этот объём задач может выполнить специалист, имеющий опыт работы в вузе 3 года, не имея ни одного подчиненного? Ответ ясен. Но он порождает другой вопрос. Откуда такие квалификационные требования?

А теперь ещё одна загадка (противоречие). Какое образование должно быть у доцента кафедры? Вы ответите по профилю кафедры. Но будете не правы.

Тот же квалификационный справочник указывает. Доцент должен знать теорию и методы управления образовательными системами, подходы к составлению учебных планов, правила ведения документации по учебной работе. Он также обязан владеть основами педагогики, физиологии, психологии, методики профессионального обучения, современными формы и методами обучения и воспитания; методами и способами использования образовательных технологий и др.

В деятельности доцента в вузе много противоречий. И первое из них связано с тем, что теоретическое содержание деятельности, определяемое единым квалификационным справочником, не соответствует тому, что может выполнить работник со стажем 3 года. В этой ситуации есть несколько предложений. Во-первых, нужно увеличить цифру, характеризующую опыт. Во-вторых, создать квалификационные требования к должности доцента, учитывающие реалии образования. И в-третьих, для выполнения задач учебного, методического и научного характера необходимо создать кафедральную структуру, соответствующую решаемым задачам.