Педагогическая система современных вузов держится на нескольких базовых компонентах. Один из них — педагоги. Для образования нашего времени стала проблемой качество преподавания. Решения этого противоречия зависит от системы подготовки преподавательского состава.
Существующие подходы к подготовке этих профессионалов вызывают множество вопросов. Первый из них связан с отбором кандидатов на педагогические должности.
Для получения первичной информации по этому направлению необходимо реализовать два условия. Первое связано с изучением студентов. Оно выражается в мониторинге уровня их подготовленности и навыков педагогической деятельности.
Опыт работы в университете позволяет утверждать, что эту задачу можно решить через педагогическую практику. В ходе неё можно получить первичную информацию о возможностях потенциального кандидата. Далее необходим учёт его желания и возможностей вуза.
В идеальном случае данная задача решается через поступление в магистратуру для бакалавра или аспирантуру для специалиста. Но на практике получается другая ситуация. Отдел кадров, ссылаясь на квалификационные требования, вводит систему ограничений. И первое из них связано с опытом работы в вузе. Если его нет, то выпускник магистратуры или аспирантуры так и останется кандидатом.
Как же получить опыт работы в университете или институте? Выход один поработать в лаборатории кафедры. Эта деятельность даёт стаж. Но не позволяет получить информацию о педагогической деятельности. Кроме того, лаборант кафедры по содержанию деятельности воспринимается как технический работник. Например, распечатай то, что уже сделано другими. Поэтому этот вариант не даст необходимого результата.
Каковы выходы из сложившейся ситуации? Во-первых, при каждой кафедре должен работать методический кабинет. Этот вариант позволяет получить более широкое представление о подготовительной части педагогической деятельности. Наш потенциальный кандидат сможет познакомиться с содержанием внеаудиторной деятельностью преподавателя. Данная работа позволит получить навык библиографического оформления источников. Научит создавать каталоги. Систематизировать материал.
Второй аспект данной деятельности целесообразно реализовывать через два направления. Первое связано с обязательным циклом учебных дисциплин психолого-педагогического содержания. Этот вариант создаст теоретическую базу педагогической деятельности. Второй подход в реализации этого направления связан с участием в студенческой научной работе. Это позволит получить исследовательский навык. Научит работать с информацией. Сформирует опыт подготовки тезисов и научных статей. Позволит провести проверку своих ораторских способностей через выступления на конференциях.
Третий путь — создание в образовательных организациях высшего образования методического практикума. Эта форма педагогического взаимодействия будет направлена на развитие педагогических навыков через передовой опыт старших поколений преподавателей. Одновременно эта форма будет создавать условия для развития методической работы. Как показывает практика, молодой педагог нуждается в методическом сопровождении.
Как его осуществить? Обратимся к опыту других образовательных организаций.
В детских садах всегда существовала должность методиста, специалиста по организации, подготовке и проведению занятий. В школьной системе, особенно в начальной, и сегодня работают учителя-наставники. Опыт положительный. Но как его реализовать в системе высшего образования? Вот здесь необходимы проректор по учебно-методической работе и начальник методического управления, знающие теорию и ориентированные на практику.
Таково авторское видение компонентов педагогической системы в вузе. Создание системы подготовки преподавательского состава повысит её сбалансированность. Кафедры превратятся в методические центры. А после этого будут решаться вопросы качества образования, научной работы, создания научных школ, взаимодействия с заказчиками.