Дело «V.D. и другие против Российской Федерации» (V.D. and Others v. Russia) (жалоба № 72931/10) касалось ребенка R., 2000 года рождения, которого воспитывала приемная мать – первая заявительница по делу – в течение девяти лет, а потом его вернули биологическим родителям.
Заявителями по делу выступили восемь граждан Российской Федерации из г. Астрахани, которых представляла одна из заявительниц – V.D. Ею также подана жалоба от имени R.
V.D. стала опекуном R. – ребенка с серьезными врожденными заболеваниями – в ноябре 2001 года, после того как его родители заявили, что они не смогут заботиться о нем. Позже она стала опекуном еще семи заявителей.
В 2007 году родители R. выразили желание забрать его обратно, после того как состояние его здоровья стабилизировалось и V.D. начала процедуру лишения их родительских прав.
В ноябре 2008 года суд первой инстанции отклонил иск первой заявительницы, это решение было поддержано судом второй инстанции в марте 2009 года. Суды постановили, что R. должен остаться жить с первой заявительницей, но в мае 2009 года приняли решение об установлении порядка общения родителей с ребенком. Позже родители начали вторую серию судебных разбирательств с целью определить проживание R. с ними, и в мае 2010 года районный суд удовлетворил их иск, приняв решение, поддержанное судом второй инстанции. R. был передан родителям в июне 2010 года.
Позднее суды отказались предоставить заявителям возможность общаться с R. Они отклонили аргументы заявительницы о том, что между ней и R. установлена близкая связь, сославшись на закон о том, что только члены семьи и родственники могут требовать общения с ребенком.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 6 декабря 2010 г.
В постановлении Палаты от 9 апреля 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что:
отсутствовало нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции по правам человека в отношении постановления судов Российской Федерации об изъятии ребенка из приемной семьи и возвращении его биологическим родителям,
имело место нарушение статьи 8 Конвенции в отношении решения об отказе приемной семье в дальнейшем общении с ребенком.
Европейский Суд установил, что суды Российской Федерации взвесили все факторы, принимая решение вернуть R. его родителям, в частности, фактор того, находится ли данное решение в интересах ребенка.
Однако суды отказали приемной семье в дальнейших контактах с R., с которым у приемной матери и ее семьи была установлена тесная связь.
Решения судов основывались только на применении законодательства Российской Федерации о правах на контакт, которое не является гибким и не учитывает различные ситуации, которые могут возникнуть в семье.
Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации должны выплатить заявителям 16 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 200 евро в качестве компенсации судебных расходов.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное постановление Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Больше материалов читайте на сайте