Все мы хотим видеть своего ребенка развитым по возрасту (а то и опережающим в развитии сверстников, чего греха таить), умным, креативным, заинтересованным, увлеченным и т.д.
Поэтому уже с самого рождения малыша мы, родители, стараемся сделать максимум возможного для развития и воспитания гармоничной личности. И, в частности, покупаем лучшие, на наш взгляд, игрушки/игры/развивающие пособия, создавая малышу то “среду Монтессори”, то “черно-белое пространство и карточки Домана”, то впитывая вместе с младенцем “английский с пеленок”.
Впрочем, после года современной маме часто становится полегче: теперь можно просто купить подрастающему чаду много игрушек: 5кг кинетического песка, несколько наборов лего-дупло, звучащие книжки, интерактивные сортеры и “умные” подвижные игрушки, куклу, которую можно накормить завтраком, или “настоящий” вертолет на пульте управления. С годами игрушки “растут” как в количестве, так и в цене. Зачастую, с “обновкой” играют и папа, и мама, увлеченно управляя летающим миньоном, или меняя подгузник говорящей кукле.
Интересно? Безусловно, да! Надолго ли новая игрушка? А вот это вряд ли. Зачем ценить то, чего и так в избытке?
Итак, давайте попробуем понять, сколько игрушек нужно современному ребенку для счастья. Возможно ли, что совсем немного?
Существует мнение, что современные дети, обладая огромным количеством самой разнородной легкодоступной информации (множеством вещей, игрушек, игр), теряют способность ее искать, добывать, преодолевать трудности, творить и фантазировать. А также — теряют способность ценить игрушку, вещь, информацию в целом. Ведь если у ребенка еще 50 таких машинок, зачем так беречь эту одну? И это, на мой взгляд, очень страшно. И с этим надо бороться.
Если вы почувствовали, что описываемая мною ситуация вам близка, давайте попробуем отправить часть детских игрушек на отдых? Также “отдохнуть” предлагаю планшету/телевизору и другим “электронным” источникам информации. Исключение можно сделать для книг, красок, пластилина, кинетического песка (если он есть), клея, карандашей и других материалов для творчества. Вот их я предлагаю разместить в свободном доступе. А вдруг понадобятся?)
Возможно, сначала ваше чадо испытает своеобразную ломку. Но уже в скором времени вы, почти наверняка, увидите приятные результаты “игрушко-минимализма”.
Минимальное количество игрушек стимулирует развитие фантазии и изобретательности
В нашей семье результаты я заметила на третий день. Когда старший и младший дружно пришли просить кастрюлю “для дела”. Такой дружной ролевой игры в их исполнении я еще не видела.) Сияющий младший в матросской бескозырке из труселей старшего брата восторженно греб столовой ложкой, к светлому будущему, устроившись в тазике для белья. А старший вычерпывал “воду” пластиковым стаканом и подавал команды с капитанского мостика на спортивном мате. Конечно, потом старший тоже захотел в таз, и мне пришлось утешать обоих компотом и вместе ликвидировать последствия “морского боя”. Но целый час спокойного приготовления обеда настолько меня поразил, что я решила продолжать эксперимент с игрушками, и убрала еще парочку коробок.
Растет интерес к творчеству, чтению (а потом и писательству), искусству
Пошла вторая неделя эксперимента. Уже 8 коробок с игрушками пылились на балконе. Планшет с мультиками отдыхал на папиной работе. Старший сын быстренько выучил буквы (чего не делал по своей воле доселе никогда) и взялся за краски, клей, ножницы и карандаши. Впечатленная мать отправилась на просторы интернета в поисках единомышленников и педагогов-психологов.
О, да! Психологи утверждают, что стимуляция воображения (в связи с необходимостью ребенка самому придумывать себе сюжет игры из доступных материалов) порождает интерес к творчеству, искусству. А, впоследствии, именно в книгах ребенок черпает и воплощает новые сюжеты для игр. Населяя вымышленную игровую ситуацию персонажами, созданными его фантазией.
Мне сразу вспомнились города из палочек, с человечками из тех же палочек и пластилина, с которыми мы часами играли с подружкой в моем детстве. Да, у нас, конечно были куклы и мягкие игрушки. Но именно такие многочисленные и абстрактные “палочковые” герои давали наибольший простор нашему воображению. Их ведь можно было создать сколько угодно, раскрашивая акрилом, или обмазывая пластилином, каждому придумывая свой характер и историю.
И тут к нам пришла бабушка с подарками.))
“Жалко ребенка” — сказала она первым делом.
“Мама, послушай, как он играет” — тихонько посоветовала я.
Наш четырехлетка как раз организовал полярную экспедицию. А младший в своем любимом шкафу урчал и подскакивал с белым медведем из лего в руках.
“Мама, он ведь не умеет пока придумывать, а я умею” — с бесконечным превосходством сообщил старший. Иии.. показал нам с бабулей “летчика пингвина”, слепленного своими руками. Та-дам! До конца эксперимента бабушка не произнесла ни слова против.))
Самостоятельная уборка стала реальностью. Развитие чистоплотности
Имея в доме 10 коробок с игрушками, мы каждый вечер сталкивались с печальной необходимостью их убирать. Скандалы, небольшие, но неприятные истерики. И даже попытки непедагогичного шантажа со стороны крайне уставшего после работы супруга, из серии “кто быстро и сам убирает игрушки, тот смотрит на сон мультик”. Знакома ли вам подобная ситуация? Нет?) Наверное, ваши дети уже выросли!))
Но вот, мы имеем одну небольшую коробочку “с самым необходимым” у старшего, и одну у младшего. Нет больше множества сломанных, или частично потерянных наборов игрушек. Уборка занимает 3 минуты и больше не кажется такой страшной. Наконец, мои дети убираются самостоятельно. С видимым удовольствием “бахает” игрушки в свою коробочку младший. И радостно опережает его ставший вдруг чистоплотным парнем старший. Даже тряпочкой пол протер.) Конечно, я не обольщаюсь. Впереди еще немало “вечернего жужжания” и объяснений. Но тенденция радует. Свои коробочки дети берегут. За 2 недели ничего не сломано и не потеряно.
Меньше эгоизма и споров, растет умение договариваться
На третью неделю парни вдруг стали с удовольствием меняться содержимым своих коробочек. Старший открыл в себе таланты дипломата, виртуозно выменивая у доверчиво сияющего младшего столь необходимого ему в построенной “Индии” резинового слона. Младший, ликуя, лупасил “настоящим” молотком по деревяшкам и был тоже абсолютно счастлив.
Более того, наш дипломат отправился покорять новые вершины и договорился с соседями.) Теперь примерно раз в неделю наш старший сын меняет какую-нибудь свою крутую машину на тачку соседского мальчика. И оба сосредоточенно играют, пока не наиграются вдоволь.
Что же теперь, всего лишить ребенка?!
Конечно нет! Но если вы еще не накупили 100 машинок и 50 кукол для ваших деток, прошу вас, задумайтесь!)
Вместо 101-й машинки лучше купить гараж, а лучше — пусть сын сделает вместе с отцом деревянную автомастерскую, для создания красивой ролевой игры.
А вместо 51-й куклы лучше предложить дочурке слепить или сделать из картона, дерева и подручных материалов: чайный набор, домик, мебель и другие необходимые вещи для создания волшебного кукольного мира, который скрасит не один год жизни вашей девочки.
Пусть игрушек будет не так много, а материала для воображения всегда будет достаточно!
Я не вижу ничего дурного в том, чтобы подкидывать интересные идеи “в топку” детской фантазии. Стоит несколько раз предложить малышу “а давай этот фонарик будет маяком, а чаек может быть слепишь..?” — как на ваших глазах совсем скоро начнут появляться новые игры в прекрасной стране детского воображения.
А еще, я желаю всем больше семейных прогулок на свежем воздухе и игр (и совместной деятельности) с папой и мамой, чтобы было что вспомнить через много лет и вам, и детям!)
Автор статьи: Светлана Коваленко