Законодатели предлагают внести изменения в ст.25 ФЗ «О Рекламе» запрет на:
- представление детского питания как полноценного заменителя грудного молока
- утверждение преимуществ ив
- рекламу детских смесей от 0 до 12 мес, включая рекламу в местах продаж
В СМИ уже началась очередная волна на тему «руки прочь от смеси» и «достали вы со своей пропагандой гв». Маркетологи производителей работают четко и быстро.
При этом остается за кадром:
1. Реклама не равно информация.
Ни одна реклама не дает полной информации. Задача рекламы – выпятить сильные стороны и увести внимание от слабых или негативных. Вы хоть в одной рекламе смесей видели информацию об опасностях ив? А о необходимости соблюдать руководство ВОЗ по безопасному приготовлению смеси, чтобы оградить ребенка от опасных заболеваний?
2. Реклама не равно выбор.
Рекламные материалы не объективны. Они не предоставляют родителям возможности выбора. Они навязывают свой продукт. Речь даже не о выборе между гв и ив. Реклама не дает выбора даже с другим подобным продуктом.
Информированный выбор у людей остается только тогда, когда им доступна вся информация, когда ни какую из ее частей не замалчивают. Женщины выбирают ив в том числе, и основываясь на рекламе, но это не значит, что они не смогут выбрать его без нее.
3. Реклама не равно потребление.
Запрет рекламы – это не запрет продаж. Смеси никуда не денутся с полок магазинов и аптек. Их так же можно будет свободно купить.
4. Без рекламы смесь должна быть дешевле.
Расходы на продвижение – часть себестоимости товара. Если расходов на рекламу нет, по идее, эти товары должны быть дешевле.
Почему ничего не изменится с принятием этих поправок:
- Мы позади планеты всей. Во многих странах эти положения Кодекса уже введены в законодательные акты. И продвижение смесей активно продолжается. Просто по другим каналам.
- Под запрет попадут наименее эффективные каналы рекламы, отклик от которых падает и падает последние годы – прямая реклама и реклама в местах продаж.
- Производители давно выпустили смеси для детей старше 12 месяцев, по дизайну не отличимые от смесей для новорожденных, и рекламируют их, используя в рекламе детей возрастом до года и явно в текстах сообщая мамам, что те, кто пользуются их смесями, давно сделали «правильный» выбор.
- Один из основных путей давления производителей на родителей – через врачей. Предлагаемые поправки не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских работников специализированных печатных изданиях и на иную рекламу, потребителями которой являются медицинские работники.
Как же! Если запретить там рекламу смесей, производители не смогут спонсировать медицинские конференции и симпозиумы, как они это делают сейчас. Значит, ситуация конфликта интересов «пчелы против меда» так и будет продолжаться (мы уже неоднократно писали о конфликте интересов и почему ВОЗ рекомендует его избегать, подробнее на нашем сайте www.milkmama.info).
Производители остаются ничем не ограничены в промывании мозгов тем, кто оказывает решающее влияние на мам в выборе типа вскармливания.
- Одного запрета недостаточно. Даже если запретить саму смесь, а не ее рекламу, ничего, кроме роста черного рынка смесей, не произойдет. Да, рекламу заменителей необходимо регулировать в соответствии с Кодексом, чтобы они не вводили в заблуждение беременных и родителей, но необходимо вместе с этим организовать поддержку и информированность родителей о гв.
Поддержки гв в нашем обществе фактически не существует.
Достоверной информации очень мало. Врачи в большинстве своем вопиюще безграмотны в лактационной медицине, начиная гинекологами, заканчивая педиатрами.
Без этих составляющих поддержка гв превращается в лозунг, от которого мам воротит в сторону банки со смесью.
Так кто же пострадает?
Больше всех пострадают СМИ, так как они потеряют часть бюджетов производителей смесей.
Сети магазинов. Они тоже потеряют бюджеты на организацию рекламы в местах продаж.
Производители смесей, максимум, поморщатся, как от укуса комара и перераспределят бюджеты.
Кто выиграет?
- Организаторы всяческих мероприятий для медиков. Бюджеты на продвижение смесей детей до 12 мес пойдут к ним.
- Производители смесей. У них появится новый аргумент в борьбе с гв. Они встанут в позу униженных и запрещенных – нам «даже» рекламу запретили, и дадут новый толчок к эскалации мамских войн. Это же элементарно – повесить на мам, кормящих смесью, клеймо использующих «запрещенный» продукт, увеличить чувство вины. В некоторых публикациях в СМИ эта волна уже пошла. Сколько тут поводов для объединения и войны против «пропаганды гв на каждом шагу»!
Почему этот закон все равно нужен?
1. Этот шаг приближает нас к внедрению Кодекса ВОЗ на практике. Еще одно положение Кодекса войдет в законодательство нашей страны. Мы приблизимся к нормам цивилизованного мира.
2. Рекламный прессинг на родителей уменьшится. Пусть это будет самая малоэффективная реклама, но хотя бы от нее людей освободить. Поэтому сейчас производители и пытаются поднять волну против этих поправок (правда, не слишком большую). Зачем им лишаться пусть и не особо эффективного, но простого инструмента.
3. У родителей детей на ив появится повод требовать снижения цены на продукцию 0-12. Расходы на рекламу могут составлять до трети стоимости товара в рознице. Не верится, конечно, что производители уменьшат стоимость своей продукции, а не направят освободившиеся деньги в другие каналы продвижения. Но это шанс начать бороться за свои права.
Что нужно делать, чтобы реально ограничить прессинг производителей и дать родителям свободу выбора?
1. Ввести все положения Кодекса в законодательство, в том числе подарки в роддомах, продвижение через блогеров и врачей.
2. Ввести в систему обучения медиков всех уровней лактационную медицину на основе современных исследований, а не 30-летней давности методичек.
3. Сделать достоверную информацию о гв доступной и распространенной, начиная со школы.
4. Долго и упорно работать над изменением социальных стереотипов общества о нормах вскармливания младенцев.
#КодексВОЗ #очеммолчитрекламасмеси #запретрекламысмеси #статьимолочноймамы