Найти в Дзене
Майя Торопова

"Башня рухнет": предсказание Виктора Гюго. Трагедия Нотр-Дам-де-Пари

Париж и весь мир в шоке: мы потеряли памятник архитектуры XIV века, возможно, безвозвратно. Огонь, вспыхнувший 15 апреля 2019 года на крыше гигантского здания, уже потушен сегодня, но от Великого собора, от Собора Парижской Богоматери почти ничего не осталось. На его восстановление потребуются невообразимые суммы денег. И сегодня, наверное, логично немного отвлечься от фигурного катания и поговорить на другую тему. В 1831 году (188 лет назад) был опубликован роман Виктора Гюго, во многом сделавший Нотр-Дам-де-Пари знаменитым и посещаемым памятником архитектуры. Благодаря художественному произведению Собор спасли от разрушения (тем, что интерес к памятнику архитектуры возрос). Я не могу пройти мимо этой темы, так как "Собор Парижской Богоматери" для меня важен, я читала книгу много раз, трепетно отношусь ко всем его действующим лицам, в том числе и к самому Собору. В детстве (лет в 13, помню это очень хорошо), пока родители были на работе, забиралась с ногами на кресло, боясь спустить

Париж и весь мир в шоке: мы потеряли памятник архитектуры XIV века, возможно, безвозвратно. Огонь, вспыхнувший 15 апреля 2019 года на крыше гигантского здания, уже потушен сегодня, но от Великого собора, от Собора Парижской Богоматери почти ничего не осталось. На его восстановление потребуются невообразимые суммы денег. И сегодня, наверное, логично немного отвлечься от фигурного катания и поговорить на другую тему.

В 1831 году (188 лет назад) был опубликован роман Виктора Гюго, во многом сделавший Нотр-Дам-де-Пари знаменитым и посещаемым памятником архитектуры. Благодаря художественному произведению Собор спасли от разрушения (тем, что интерес к памятнику архитектуры возрос).

Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери

Я не могу пройти мимо этой темы, так как "Собор Парижской Богоматери" для меня важен, я читала книгу много раз, трепетно отношусь ко всем его действующим лицам, в том числе и к самому Собору.

В детстве (лет в 13, помню это очень хорошо), пока родители были на работе, забиралась с ногами на кресло, боясь спустить ноги вниз (вдруг кто-то вылезет из книжки!), и в сгущающихся сумерках читала, не отрываясь, пока в комнате не становилось очень темно. И теперь скорблю вместе со всем миром.

Цифра дня: 14 000 000 человек ежегодно посещают Собор Парижской Богоматери. Он является одним из самых известных памятников Европы.

Собор был построен между 1163 и 1345 годами. Алтарная часть здания освящена в 1182 году.

В историческом романе (повествует о XV веке) французский писатель Виктор Гюго предрекает, что "башня рухнет", но, конечно, говорит об этом в аллегорическом смысле.

Помимо трогательной и местами страшной истории о любовном четырехугольнике (не буду объяснять, наверное, все знают сюжет романа если не из самого романа, то из мюзикла или спектакля), Гюго проявляет себя и как философ, как исторический деятель.

Книга Виктора Гюго
Книга Виктора Гюго

В уста своего героя, архидьякона Клода Фролло писатель вкладывает такие слова:

"Увы! Увы! Малое берет верх над великим; один единственный зуб осиливает целую толщу. Нильская крыса убивает крокодила, меч-рыба убивает кита, книга убьет здание!"

Виктор Гюго посвящает обширный раздел тому, чтобы пояснить слова священника. Это был страх духовного лица перед новой силой - книгопечатанием.

Нотр-Дам-де-Пари горит
Нотр-Дам-де-Пари горит
"То был страх воина, следящего за медным тараном и возвещающего: "Башня рухнет". Это означало, что новая сила сменит старую силу; иными словами - печатный станок убьет церковь".

Гюго расшифровывает нам мысль: книгопечатание убьет зодчество. Да, здание - словно раскрытая книга для умеющего ее читать. С древних времен до 15 века зодчество было великой книгой человечества, выражавшей род человеческий на всех стадиях его развития: как существо физическое, так и существо духовное.

Читать раскрытую книгу Собора непросто
Читать раскрытую книгу Собора непросто

Человеческая мысль находит способ увековечить себя более простым и легким способом, чем зодчество: посредством "свинцовых букв Гуттенберга".

Но Гюго и его герой Клод Фролло были не правы. Этот собор убил не станок Гуттенберга, этот собор убил огонь. Огромная сила, стихия, которую сложно остановить. Сила, которая может убивать и библиотеки, и здания.

Фигурист Джонни Вейр, трехкратный чемпион США, так выразил свое горе, точно и емко:

"Мое сердце разбито из-за того, что Париж и весь мир потерял такой невероятный памятник веры и красоты".

Надеюсь, что книга Собора Парижской Богоматери не закрылась навсегда. Поток туристов может даже вырасти: человеку интересно прикоснуться к истории. Жалко, что халатность, чей-то недосмотр или случайность лишили мир этого культурного объекта.