Следующие правила касаются не только игрушек и не только детской площадки.
Давайте разделим игрушки, вещи и предметы на собственные (которые принадлежат определенному человеку) и на общие (общего пользования, например, игрушки в детском саду).
Главное, что нужно запомнить: собственными вещами распоряжается хозяин (даже если это ребенок), а для общих - отдельное правило.
Рассмотрим несколько ситуаций.
Мой ребенок Женя пытается забрать игрушку у Саши, которая принадлежит ему. Тогда я должна показать своему ребенку, как нужно просить игрушку.
Я говорю: Женя, смотри как мы просим чужую игрушку - «Саша, можно Женя поиграет с твоей машинкой?»
Я протягиваю руку и жду.
Если ответ «Да», то говорю – «Спасибо. Женя поиграет и отдаст тебе машинку.»
Если ответ «Нет»: «Хорошо, тогда мы пойдем поиграем в другую игрушку». И предлагаю ребенку альтернативу (альтернатива – отличный способ для детей, чтобы переключить их на что-то другое).
Другая ситуация. Если другой ребенок пытается отобрать игрушку у моего. Тогда я говорю: «Извини, эта машинка Жени. Ты можешь ее попросить вот так: Женя, можно я поиграю с твоей машинкой?»
Если Женя отвечает «Нет»: «Извини, сейчас Женя играет со своей машинкой, он не хочет ее отдавать. Ты можешь взять другую».
Я даю алгоритм ребенку как просить игрушку. А также я защищаю личную собственность своего ребенка. И его учу это делать.
Что касается общих предметов. Здесь действует правило первенства – кто первый взял, тот и играет.
Здесь можно использовать фразы: «Извини, Саша первый взял эту машинку. Когда он закончит играть с ней, ты сможешь подойти и взять ее. А сейчас ты можешь поиграть с кубиками» (помните про альтернативу, да?!)
Или можно договориться поиграть вместе.
А если вышла непонятная ситуация – кто же первым должен играть, здесь на помощь придет считалочка. У детей считалочки являются авторитетом – на кого показала, тот и играет.
Пользуйтесь такими правилами и дети поймут, как просить игрушки и взаимодействовать друг с другом!