Главным стремлением человеческого существования является: совершенство, превосходство, самоактуализация, самореализация, компетентность…Однако важным значением является направление данного стремления.
Психотерапевтическая практика А.Адлера показала, что стремление к совершенствованию может быть заблокировано, если детство протекает в неблагоприятной ситуации.
А. Адлер выделил 3 неблагоприятных ситуации в детстве.
1. Органическая неполноценность.
2. Отвергнутые дети.
3. Избалованные дети.
Описанные выше ситуации детства могут привести к формированию патологического стиля жизни. Кроме того, они способствуют превращению нормального чувства недостаточности в комплекс неполноценности.
По заключению А. Адлера, для такого превращения необходимы 3 составляющие:
1. Необходимо, чтобы проблемная ситуация возникла.
2. Неготовность человека к ее разрешению.
3. Уверенность в собственном бессилии решить проблему.
Сформированный комплекс - достаточно устойчивое образование, как правило, сопровождает человека в течение всей жизни. Оно может проявляться в любом поведении, если мы сможем ответить на вопрос: «Какова его цель»? - и эта цель окажется стремлением избежать чувства неполноценности.