Наша зависимость делает нас рабом, особенно зависимость нашего самоуважения. Если вы нуждаетесь в ободрении и похвале от каждого человека, вы каждого делаете вашим судьей. Ф. Перлз
Каждый хотя бы раз в жизни встречается с критикой в свой адрес. Но лишь немногие способны достойно на нее ответить. Большинство проявляет ненужные эмоции, которые приводят к необдуманным поступкам. Как же научится достойно отвечать на критические замечания?
Человек любит, когда его хвалят, восторгаются им. А критика воспринимается как нечто плохое, способное ввести в депрессию. Но без негативного опыта нельзя добиться значительных успехов. Обоснованная критика - это залог развития, поэтому необходимо научиться ценить ее.
Следует понимать разницу между конструктивной критикой и безосновательной. Довольно неприятно слушать замечания, которые являются ложью. Единственное оружие в подобной ситуации - абсолютное спокойствие и игнорирование оппонента. Любые эмоции станут подтверждением того, что человеку небезразлична критика и в ней есть доля правды. Безосновательная критика не способна причинить вред, если человек при этом сохраняет достоинство.
Выслушав критическое замечание, следует немного подождать. Пусть улягутся эмоции. Иначе поспешный ответ может привести к нежелательным последствиям. Только успокоившись можно отвечать на замечание.
Еще одна распространенная ошибка - реакция не на замечание, а на тон, с которым оно сказано. Очень важно научиться отделять эмоции от полезной информации, которая заключена в критике.
Самым ценным оружием в борьбе с критикой может стать улыбка. Она помогает успокоиться, разрядить обстановку. Увидев улыбку, соперник, может смягчиться и перейти к конструктивному диалогу.