Директору тоже приходится сталкиваться с критикой. Иногда критика оказывается полезной для компании.
➡️ Критика со стороны рынка
Обратная связь рынка - бесценна. «Подкрутить» продукт/услугу, создать новое, исправить ошибки в организации продаж, сервисе,
🔸 1. Критика продукта/услуги со стороны не клиентов
Не пользовался, но не одобряю: «Мне нужен очиститель воздуха, а вы тут обогреватели посмели продавать».
Какие-то замечания могли бы быть полезны, но скорее нет. Не тратим время. В мусор.
🔸 2. Критика продукта/услуги нецелевыми клиентами
Вроде бы замечание здравое. Но «идеология» продукта/услуги изначально другие.
Не спешите переделывать.
Возможно, что отсутствие обратной связи от целевых клиентов как раз означает удовлетворенность. Измените, останется «случайно зашедший» нецелевой клиент, а целевые уйдут к конкурентам.
🔸 3. Критика продукта/услуги целевым клиентом
Полезная критика. Однако и здесь лучше ничего не принимать на веру, а постараться обсудить проблему с клиентом по телефону или лично.
Чтобы избежать ситуации:
- Не нравится?
- Нет!
- Вам не отправлять следующую партию?
- Конечно, отправлять!
- Так что случилось-то?
- … Кхм … Да день вчера тяжелый был …
🔸 4. Критика со стороны конкурентов
Мои поздравления! Вы движетесь в правильном направлении.
🔸 5. Критика со стороны профессиональных сообществ
Снова мои поздравления. О вас узнает много новых клиентов.
➡️ Критика внутри компании
Допускать или нет критику в свой адрес - выбор руководителя.
🔸 6. Критика со стороны уходящего сотрудника
Бывают ситуации, когда уволенный за профнепригодность сотрудник, забыв о последствиях, пытается хоть поднять самооценку, критикуя руководителя.
Что делать. Попросить охрану вывести сотрудника за территорию компании и забыть. В отельных случаях имеет смысл проинформировать коллег из других компаний.
Сложнее ситуация, когда сотрудник уходит сам в разгар работ. Понимая, что уход нанесет урон компании, инициируется несуществующий конфликт. Аккуратно выясните, есть ли у сотрудника предложение о работе. Положительный ответ сразу расставит все на свои места.
🔸 7. Критика со стороны сотрудника, находящегося в непростой ситуации
Жизненные неурядицы, серьезные личные проблемы делают из исполнительного профессионала несговорчивого грубияна.
Кто-то в разговоре помогает сотруднику разобраться в ситуации и перенаправить напряжение. Кто-то избавляется от таких сотрудников, чтобы не создавать негативный прецедент. Решение за вами.
8. Критика со стороны функциональных директоров
У вас как директора есть новая идея, новый проект, новое видение по организации компании. Всё обсудили. Возражения сняли. На словах все согласны. Или почти согласны. Но за спиной начинается разброд и шатание.
Что делать. Уверенно отстаивать свою позицию. Даже если в итоге проект окажется не таким интересным, как казалось в начале. Это ваши риски. Ваш бизнес.
«Несогласные» постепенно втягиваются в реализацию. На этом проблемы заканчиваются.
***
Говорят, что «лучшее» - конструктивная критика. Когда не переходят на личности. Когда даже не критикуют, а предлагают, что сделать. Что мне нравится в этой идее - большое количество предложений. Но тогда это скорее не критика, а «мозговой штурм» - когда на первом этапе предлагаются варианты решения. Минус в том, что предлагающий будет проталкивать «свое решение». И нужно разбираться, кому это на самом деле выгодно.
Понимание того, что критика, откуда бы не пришла, часть работы, сразу снимет излишне эмоциональную реакцию. Критика? Это новая задача. Работаем.
Оставьте эмоции для семьи, друзей и радостных моментов в бизнесе.
Какие ситуации еще можно было бы добавить?