В окрестностях пасеки периодически встречаю медвежьи следы.
В радиусе нескольких километров мне попадались следы двух медведей: побольше и поменьше. Понятно, что с самого начала задумался о возможности их нападения на ульи.
Дед - старый охотник говорил: медведю надо по медвежьи сказать, что место занято. Медведь живет, большей частью, в одиночку. А одиночные животные общаются между собой при помощи меток, оставляемых в определенных местах.
Метки говорят многое: размер животного, пол, возраст, здоровье, чем питался, а таже указывают, что территория занята.
Потому осенью и весной, когда нахожусь большей частью в городе, приезжал и, зачепнув из туалета, делал метки, недалеко от пасеки.
Объяснял медведям, что место занято.
Летом, примерно таким же образом защищал выездной точек: несколько ульев поставленых на вырубке заросшей малиной.
Помогало. Съемка "камерой охотника" зафиксировала мишку на подходе (вот здесь в ролике его видно), но к ульям не приближался.
Но тут как-то один год совсем с работой замотался и припозднился с приездом на пасеку для проверки, ну и оставления метки (обычно, не в сезон, раз в месяц приезжаю, а тут уже полтора не был).
И увидел следующую картину:
Мишка приходил каждую ночь и ужинал по одному улью.
Вот его толстая попа на фото:
Понятно, что метки теперь не сработают, он уже сам территорию пометил.
И пришлось объяснять более доходчиво: холостыми выстрелами в воздух. Для этого существует "сигнал охотника" который не с ракетой, а шумовой. И гильзы с запахом сгоревшего пороха оставить, не уносить с собой.
Ну и пришлось ставить электропастуха. С ним и с оставлением вовремя меток мишка больше не заглядывал.
Хотя всего в двух километрах, в черничнике пасется.