Найти тему
Музыка Наизнанку

Эквалайзером по трекам: эквализация в музыке

Оглавление

Основная цель эквализации

Часто принято считать, что эквализация остаётся незамеченной в готовом миксе. Если посмотреть любой видеоурок по мастерингу, вы часто заметите, как мастера гасят эквалайзером частоты в районе 80-350 Гц, чтобы убрать излишек нижних, "гудящих" частот, либо немного поднимают их в районе 8 кГц для придания более яркого звука. Такие небольшие изменения дают прекрасное звучание в целом всему миксу.

Сильный срез или усиление определённых частот могут кардинальным образом изменить восприятие микса. Работа инженера по мастерингу состоит в том, чтобы небольшой регулировкой различных частот добиться лучшего, более "коммерческого" звучания - для этих целей обычно используются референсные треки.

Пример работы эквалайзера
Пример работы эквалайзера

Основные принципы и правила эквализации

1. Не усиливайте и не срезайте больше, чем на 3 ДБ

Если вам нужно срезать какую-либо полосу частот в своём миксе более, чем на 3 ДБ, это может значить только одно - с вашим миксом что-то не так.

2. Используйте большее значение Q

Широкие Q (этой буквой обозначают ширину полосы частот) звучат более музыкально, чем узкие. Попробуйте использовать большее значение Q - это позволит срезать резонирующие частоты.

Широкий и узкий Q
Широкий и узкий Q

3. Типы эквализации

Существует два типа эквалайзеров:

  • Аналоговые

Они обладают низкой задержкой при обработке звука, что означает низкое потребление ресурсов процессора. Отлично справляются с низкими частотами, не делая их грязными.

  • Цифровые

Цифровые эквалайзеры были разработаны программистами для того, чтобы побороть эффект размытия звука от аналогового эквалайзера. Однако цифровые эквалайзеры расходуют процессорные ресурсы и имеют большую задержку.

4. Знай свои частоты

Частотный диапазон инструментов
Частотный диапазон инструментов

Необходимость знать частоты инструментов является критичной при написании музыки и её мастеринге. Нужно знать - у какого инструмента какие частоты корректировать. Некоторые из них необходимо срезать, другие - поднимать. Если готовый микс получается "грязным" и ему не хватает прозрачности, попробуйте срезать частоты в районе 250-500 Гц. Зачастую бывает достаточно усилить верхние частоты, для того чтобы микс стал звучать более ярко, без необходимости срезать низы.

5. Mid/Side эквализация

Mid/Side эквализация - это мощный инструмент, если его использовать правильно. Этот тип эквализации позволяет изменять частоты, звучащие как напротив человека, так и по сторонам от него.

6. Не переусердствуйте

Многие музыканты, особенно начинающие, часто переусердствуют с эквализацией. Во время написания музыки, либо мастеринга готового микса, возьмите небольшой перерыв. Во время прослушивания одного и того же микса в течение часа-двух или более, слух начинает "замыливаться". Отдохните. Выпейте чайку, сходите в магазин. А после прослушайте ваш микс ещё раз. Уверен - вам уже не будет казаться, что ему нужна сильная эквализация. Успехов в музыке!