Найти тему
vitbichi.by

Откуда берутся вундеркинды и как можно воспитать гения

Оглавление

Сегодня перед педагогами стоит задача — как можно раньше выявить способности ребенка к творческой деятельности и развить их.

Фото ok.ru
Фото ok.ru

Однажды на остановке общественного транспорта увидела знакомую. Пока ожидали автобус, она рассказала, что воспитывает двоих детей, много времени уделяет их развитию, даже пришлось уйти с работы. Младшая четырехлетняя дочка активно и успешно занимается танцами, шес­тилетний сын — гимназист, с полутора лет умел считать, к двум годам освоил чтение, а в пять лет делал это бегло.

Другая мамочка поделилась, что ее восьмилетняя дочь экстерном сдала экзамены за четвертый класс, имеет юношеский разряд по шахматам, изучает английский и французский языки, а в свободное время ходит на занятия по вокалу…

Раннее развитие стало популярным. Современные родители стараются пораньше отдать ребенка в спортивную секцию или творческую студию. Корреспондент «Витьбичей» решила выяснить, что же это такое — ныне популярное раннее развитие, зачем оно нужно и как правильно растить ребенка-дошкольника.

Малыши идут в школу

В нашем советском детстве о таком понятии, как раннее развитие ребенка, задумывались единицы: в садик отдавали в год — полтора, это и было то самое развитие, ведь именно в дошкольном учреждении малыши учились основным бытовым навыкам, познавать мир, отличать хорошее от плохого. Сегодня у мамочек есть возможность быть дома с малышом до трех лет. Но в ежедневной круговерти дел, а если еще в семье и не один ребенок, мама нет-нет да и задумается: достаточно ли уделяю малышу внимания, соответствует ли его развитие возрас­ту? Наступает момент, когда принимается решение, что сыну или дочке нужно посещать дополнительные занятия.

Фото ulmoskovia.ru
Фото ulmoskovia.ru

В Витебске школы раннего развития появились 15 лет назад. Различные кружки и секции, безусловно, были и до этого при дворцах пионеров, однако для занятий приглашали только школьников. Первые развивающие студии для дошкольников с четырех лет появились на базе Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи. Как отметила директор учреждения Наталья Большакова, в настоящее время здесь функционируют 22 школы раннего развития. В них работают 60 высококвалифицированных педагогов. А несколько лет назад открылись три школы для подготовки к садику для самых маленьких — детей 2-3 лет.

Изменился не только количественный, но и качественный показатель в сфере дополнительного дошкольного образования. Сегодня во главе угла — комплексный подход. Это значит, что в игровой форме детки не только готовятся к школе (подготовка руки к письму, чтение, иностранные языки), но и развивают свои творческие способнос­ти (изо, музыка, хореография, ритмика, театральные игры), тренируют звукопроизношение, участвуют в спортивных мероприятиях. Сегодня школы раннего развития благодаря стараниям руководителей, педагогического состава государственных учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также родителям хорошо оснащены в материальном плане. Здесь применяются современные методики обучения, в том числе автор­ские и нетрадиционные.

— Раньше не уделялось столько внимания дошкольному образованию, а тем более дополнительному. В центре была общеобразовательная школа. Помните расхожие фразы в отношении малышей: «Вот вырастет и научится» или «В школе узнает»? Этот подход в корне не верен, — отметила педагог дополнительного образования с 30-лет­-ним стажем Галина Астравнева, автор уникальной методики обучения чтению детей-дошкольников. — Сегодня перед нами стоит другая задача — как можно раньше выявить способности ребенка к творческой деятельности и развить их. Ведь до пяти лет малыш накапливает знания о действительности, а после пяти начинается работа по их закреплению. Важно не упустить момент и преподнести ему все многообразие этого чудесного мира.

Фото gard.news
Фото gard.news

К разговору подключается руководитель школы для самых маленьких педагог дополнительного образования Ольга Кирик:

— Такая форма работы способствует не только творческому развитию, успешной социализации наших деток — будущего страны, но и дисциплинирует их, ведь само слово «школа» призывает к ответственности, обязательности. К тому же замечено, что ребятам, которые посещали развивающие комплексные занятия, легче затем адаптироваться к учебному процессу уже непосредственно в первом классе.

Не вместо, а вместе

Специалисты подчеркивают, что секрет раннего развития в первую очередь — в понимании того, что ведущим видом деятельности у до­школьника является не учебная, а игровая деятельность. Именно через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, себя, учится быть членом общества, знакомится с общепринятыми правилами поведения. Если учить в игровой форме, то у маленького человека никогда не пропадет желание постигать новое.

Фото simdou10.crimea-school.ru
Фото simdou10.crimea-school.ru

Вторым секретом в раскрытии творческих способностей малышей является искренняя заинтересованность родителей в развитии детей, а не в удовлетворении своих амбиций и реализации несбывшихся желаний. Бывает так, отмечает Галина Астравнева, что за­просы родителей идут вразрез с методикой дошкольного обучения и воспитания (например, желание мам, чтобы их трехлетние дети без предварительной подготовки научились читать за два месяца), и тогда, неудовлетворенные и даже обиженные, они забирают малышей из кружков и уходят в поисках других многочисленных развива­ющих студий, где могут пообещать то, что нужно родителю, но никак не ребенку.

Директор Витебского областного дворца детей и молодежи Дмитрий Андреев считает, что учреждения дошкольного и дополнительного образования детей и молодежи в отношении обучения, воспитания и здоровья детей работают, взаимодействуя друг с другом, что в конечном итоге способствует формированию гармонично развитой личности.

В текущем учебном году на базе Витебского областного дворца детей и молодежи, где функционирует более 400 объединений по интересам, начала работу школа раннего развития «Мое солнышко» (для мальчиков и девочек от 3 до 6 лет), в которой работают педагоги Ирина Комарова, Людмила Карчмит, Татьяна Марудова. Школа оснащена наглядными и раздаточными материалами; приобретены современные настольные развивающие игры, оборудование для изобразительной грамматики (пескография). Ребята имеют возможность посещать контактный зоопарк, экологический зал, уголок живой природы, зимний сад. Педагоги школы стараются, чтобы каждое занятие было интересным, красочным, познавательным, наполненным различными видами деятельности. А маленькие участники образовательного процесса, путешествуя в мир знаний, с нетерпением ждали новой встречи в школе. Наверняка в будущем выпускники школы раннего развития продолжат обучение в объединениях по интересам.

Фото ciur.ru
Фото ciur.ru

— Своим родительским опытом и профессиональными знаниями делюсь на занятиях, — рассказала педагог с 13-летним стажем мама пятилетнего сына Ирина Комарова. — Мы помогаем детям сохранить душевную открытость, любознательность, дарим радость познания окружающего мира через исследования и эксперименты. Занятия построены с учетом комбинированного подхода: за два часа «урока» малыши в игровой форме получают знания из области математики, логики, природоведения, рисуют, размышляют, а также фантазируют.

Результат педагогической работы виден не сразу: программа развивающих занятий рассчитана на два года, конечная цель — подготовить ребенка к школьным будням.

Детям нужна любовь

Педагоги Галина Астравнева и Ольга Кирик отметили, что довольно часто на занятия приходят зажатые, слишком застенчивые или, наоборот, тревожные малыши. Как правило, причина этого состояния — в завышенных требованиях родителей, которые они предъявляют детям: чтобы были самые успешные, лучше всех… Но ведь мама и папа любят ребенка безусловно, а не за то, что он быстрее других считает и читает либо знает все марки автомобилей в алфавитном порядке. Малышу очень важно чувствовать, что родители всегда примут, выслушают и поймут.

Фото earlydevelopmenttherapy.com
Фото earlydevelopmenttherapy.com

Человек — открытая, динамиче­ская система. Никто не в силах создать лабораторные условия и выявить, что его развивает, а что тормозит. Но одно можно сказать точно: любовь, уважение к ребенку, искренний интерес к тому, чем он занимается, и время для игры — это фундамент не только раннего развития вашего маленького вундеркинда, но и его хорошего будущего.

Шесть рецептов воспитания

Советует Ольга Кирик, педагог дополнительного образования с 30-летним стажем.

Фото 2mm.ru
Фото 2mm.ru

1. Никогда не отказывайте детям, если они хотят что-то вам рассказать, чем-то поделиться! Попытайтесь услышать чадо, много разговаривайте с ним. Доходчиво объясняйте ту или иную норму поведения ребенку. Помните: чем более четко вы озвучите вашу просьбу, желание, требование, тем лучше дети вас будут понимать.

2. Не бойтесь экспериментов! Если по какой-то причине малышу не понравился один кружок, пробуйте ходить в другой, осваивайте новые виды деятельности. Но при этом не изматывайте детей, пусть занимаются чем-то в удовольствие.

3. Не бойтесь неуспешности своего ребенка! Ведь главное — вырастить гармоничную, здоровую личность. А количество грамот, медалей не может быть показателем уровня способностей детей.

4. В дошкольном возрасте всем управляет игра! Пусть ваш ребенок как можно больше играет, придумывает сюжеты, фантазирует. Переборщить нельзя — чем больше, тем лучше. Но опять же — все должно быть только в удовольствие!

5. Помните: с поддержкой родителей ребенку намного легче проявить свои таланты. Дополнительные занятия, студии и ультрамодные игрушки не заменят общения с родными людьми.

6. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже маленькие успехи в развитии! Старайтесь чаще обнимать малыша.

Ирина АЗЕВИЧ, «Витьбичи».