Третий прием Гипермышления обозначается буквой Гимел, и означает пояснение результата. Этот прием описывает то, к чему вы должны прийти, и то как выглядит результат вашего мышления. Прием затрагивает ваши побудительные мотивы, мечты, перспективы дальнейших действий и требует описания конкретного результата умственной работы.
Гимел означает одновременно и награду, и наказание. Это предполагает, что человек свободен выбирать себе награду или наказание. Находясь между добром и злом, каждый решает самостоятельно делать или не делать.
Мышление лучше, чем какое либо физическое действие выражает возможности человеческого духа, свободу выбора и силу воли. Возможность выбора — это проявление свободы выбирать не из того, что дано или предлагается в качестве альтернатив, а создавать свой выбор, предлагать новые альтернативы, создавая свое будущее. Наградой за перспективное мышление является будущее, которое складывается из результатов наших действий и мышления. Соответственно, наказание — это отсутствие какого-либо внешнего результата или отсутствие мышления, когда есть только реагирование на происходящее, выбор из того что есть.
Еще перед чтением книги Гипермышление у вас, наверняка, возник вопрос: зачем мне новый метод мышления? Зачем мне менять свое мышление? Для чего конкретно мне необходима безграничная свобода и новые возможности? А если вы начали делать упражнения в освоении приемов Алеф и Бет, у вас есть выбор: Почему я решил применить тот или иной прием именно в этой ситуации?
Прежде всего, задача приема Гимел — выбрать между добром и злом, между наградой и наказанием, между результатом мышления и его отсутствием. Одна отдельная минута результативного мышления лучше, чем час непрерывных, но бесцельных раздумий. Применение мышления и получение результата здесь и сейчас лучше чем составления детального плана на целый год.
Этот прием является одним из первых базовых приемов для того, чтобы внести ясность, направить и сфокусировать мышление на результат. Гимел постоянно задает вопросы: Что останется после того, как вы проделаете то или иное упражнение? … выполните тот или иной прием, решите ту или иную задачу? Какие действия последуют и к каким результатам это Вас приведет?
Постановка цели и оценка ситуации с точки зрения достижимости результата — это одна из первоочередных задач мышления. Это первый уровень освоения данного приема. Часто не требуется больших усилий для того, чтобы понять, попали мы в цель или нет. Гимел — это прием, который применяется для описания результата мышления, он подразумевает то, что мы получим в ходе мышления, что конкретно сможем сделать и получить в качестве результата.
В общем виде уместно задать в качестве проверки вопросы «Какова целесообразность этого результата?», «К каким дальнейшим действиям он нас приведет?» — эти вопросы предложил для оценки умственной работы Питер Друкер. Мышление как и интеллект имеет ценность в зависимости от того куда его прикладывают. Это второе измерение ценности результата мышления. Таким образом, назначение этого приема, помочь решить, куда направить свое мышление и к чему приложить свои интеллектуальные способности. Какую задачу решать, а какую — нет, а потом уже определять, какой конкретно результат необходим, каким образом, и какими приемами.
Предлагаю зафиксировать результат размышления над самим размышлением, а именно зададимся вопросом: "Как думать?", а поскольку процесс "думания" представляет собой "черный ящик", а потому предлагаю зафиксировать условия, которые делают наше размышление более работоспособным, действенным.
Место, время и состояние - это три базовых условия, если не будет одного из них, например, времени, то вы будете торопиться и упустите что-то важное, (как шахматист в условиях цейтнота) или недокрутите доказательства/обоснование...
Задача, условия и методы - это инструментальный уровень, который предполагает постановку задачи, определение граничных условий и допустимых методов.
Процесс, решение, оформление - заключительные части процесса мышления. Важно отметить, что в процессе освоения каждого приема очень важно доводить каждый отдельный результат мышления до конкретных действий и фиксировать результат. Это необходимо, чтобы получать обратную связь, оценку эффективности не только действий, но и самого процесса мышления. Для практики приемов и правильного выполнения упражнений матричного метод принципиально важно не терять связь между мышлением и действием.
Необходимо понимать, что оценка мышления такими характеристиками, как хорошо, интересно, полезно, познавательно, последовательно, быстро — это выражение различных оценок по отношению к процессу, а не к результату. Результат мышления оценивается по степени достижения цели и по качеству самих целей. Необходима не оценка и разбор мыслительных действий, а ключ к новым действиям, точка приложения усилий, технология эффективности или линия поведения, иными словами, все то, что выходит на уровень последующих действий и вносит изменения в результат.
Почему — причины, которые побудили нас к размышлению, которые создали проблемную ситуацию, то, что мы не предвидели, и на что нам пришлось реагировать.
Зачем — что мы получим? Это вопрос к определению результата, понимания того, что мы хотим получить и к чему нас должно привести наше мышление.
Для чего — что дальше? Есть ли у нас сверх-цель, знаем ли мы куда идем, что будет, когда мы достигнем поставленной цели. Это долгосрочная, глобальная, великая, амбициозная цель.
Реализуемость — проявить свои возможности. Как в случае с мышцами, мышление, если его не задействовать, оно атрофируется за не надобностью. Это как разминка, рабочий режим, проявление себя или действие на грани или даже за гранью своих возможностей.
Целесообразность — средства достижения. Насколько цель оправдывает средства, насколько эффективно, какова зависимость от ресурсов, методов и условий достижения.
Ценность — важное из опыта. Что важного для опыта, для понимания себя мы приобретем. Что будем ценить и беречь, что впечатлит нас и что станет частью нас самих.
Исправление — работа над ошибками. Какую ошибку мы сейчас исправляем, что и когда мы сделали не так. Какие ошибки можем сделать, и что можно будет сделать с этими ошибками.
Научиться — делать лучше. Что мы делаем, на каком уровне и как мы можем делать то, что мы делаем быстрее, выше, сильнее, ярче, понятнее, красивее. Что необходимо изменить для этого?
Задел — расширение потенциала. Что из того, что мы делаем сейчас, может пригодиться в будущем. Что мы можем сделать для будущего уже сейчас. Какие новые возможности приоткрываются за нашими действиями, как задействовать эти возможности в полной мере.
Это те самые результаты мышления, которые могут быть получены, если вы воспользуетесь одним из приемов матричного метода мышления — Гимел, который позволяет материализоваться вашей силе мышления в конкретных делах и вещах.
Характеристики цели и то, как фиксировать результат в продолжении "Прагматический образ мышления"...