Группа «Европейский диалог» ежемесячно готовит дайджесты с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике. По ссылке можно также предыдущие выпуски нашего дайджеста
Январь порадовал еврооптимистов: Ангела Меркель и Эммануэль Макрон подписали Ахенский договор, углубляющий координацию между странами; европейские писатели объединились и опубликовали манифест, полный любви к ЕС, а единая европейская валюта торжественно отпраздновала свой двадцатилетний юбилей.
1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ФРАНКО-НЕМЕЦКОГО ЯДРА: ВОЗМОЖНОСТЬ ИЛИ УГРОЗА?
Ангела Меркель и Эммануэль Макрон 22 января подписали Ахенский договор, направленный на расширение сотрудничества в таких областях, как внешняя политика, оборона, торговля, мобильность и исследования. Церемония состоялась ровно через 56 лет после подписания Елисейского договора, который должен был похоронить вражду между двумя странами. Подписание нового договора в Ахене символично — когда-то здесь была столица империи Карла Великого, которого иногда называют «отцом Европы».
Журналист Мэтью Карничниг (Matthew Karnitschnig) отмечает, что хотя националистические партии и в Германии, и во Франции считают соглашение государственной изменой, прописанные обязательства в значительной степени отражают то, что уже является обычной практикой между Парижем и Берлином. Мэтью колко подмечает, что, как и большинство подобных документов и заявлений в современной Европе, Ахенский договор является не столько отражением великих устремлений, сколько просто политически приемлемым между обеими сторонами.
Эммануэль Макрон и Ангела Меркель 22 января 2019 года перед подписанием договора в Ахене. Источник
Автор заявляет, что Ахенский договор — демонстрация того, как мало Макрон смог добиться в Берлине. После его избирательной кампании и пламенной речи в Парижской Сорбонне многие надеялись, что момент единой Европы наконец настал, но, кажется, эти предположения не брали в расчет интересы Меркель. За 14 лет работы канцлером, она фактически ни разу не перешла к решительным действиям и не сыграла по-крупному в Европе. Ахенский договор — не стал исключением.
Николас Данган, научный сотрудник Атлантического совета, призывает обратить внимание на историческое и символическое значение договора. Он признает, что Ахенский договор не предусматривает радикально новых мер, а некоторые положения, как франко-германское экономическое пространство, кажутся совершенно причудливыми. Такое пространство должно устранить бюрократические барьеры и установить общие правила, законы и налоги, однако это трудно представить, если Франции не удастся реформировать свою экономику и систему образования, чтобы достичь уровня Германии в этих областях.
Однако, при всем при этом договор имеет значение. Во-первых, это заявление о намерении углублять интеграцию. Во-вторых, это сигнализирует о том, что Франция и Германия серьезно относятся к сохранению европейского идеала. В-третьих, он представляет форму ненасильственного руководства в Европейском союзе, что важно на фоне усиливающегося популизма.
Тем не менее, пункты про ненасильственной руководство, как пишетжурналист politico Ганс фон дер Буркхард (Hans Von Der Burchard), вызывают беспокойство среди остальных стран-членов. Они боятся, что усиление франко-немецкого союза может исключить их из процесса принятия решений, особенно в свете Брексита. Интересно также, что в отличие от Дангана он считает решение о создании «франко-германского экономического пространства» одним из самых выдающихся достижений.
Повод для беспокойства у малых стран Европы действительно есть — такой вывод делают профессор Европейского университетского института Ульрих Кроц и профессор Трирского университета Йоахим Шильд (Ulrich Krotz and Joachim Schild) на основе их нового исследования, опубликованного в журнале Европейской Публичной Политики. Брексит усилит позиции ядра Германия-Франция, хотя Франция из-за ухода Лондона выигрывает больше, чем ее немецкие партнеры. Но для обеих стран с учетом Брексита открывается больше возможностей для дифференцированной интеграции, которую Германия и Франция традиционно поддерживают. При этом нельзя ожидать, что остальные 25 стран с таким положением дел просто смирятся. Чем больше будут амбиции франко-германского руководства, тем больше сопротивления они встретит среди других стран-членов, предсказывают авторы. Поэтому для настоящего возрождения франко-немецкого ядра им нужны последователи среди более мелких государств-членов. Любая двухсторонняя координация, исключающая остальных, помешает этому. Еще одним условием является готовность немецкой общественности и политической элиты взять на себя больше ответственности за будущее Европы. И последний фактор, уже озвученный выше Данганом, связан с тем, что Макрону придется преодолеть многочисленные препятствия на пути к реформированию Франции, что будет крайне непросто, с учетом событий последних нескольких месяцев в Париже.
2. ЕВРО: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗУСПЕШНОЙ БОРЬБЫ С ДОЛЛАРОМ?
Единая валюта ЕС была создана ровно 20 лет назад в 1999 году как важный конкурент доллара в борьбе за пьедестал международной и резервной валюты. Хотя страны-члены ЕС никогда не отказывались от этой цели, с тех пор, как Дональд Трамп стал использовать доллар для внешнеполитических игр, идея конкуренции стала по настоящему актуальной. В своей статье Барри Эиченгрин, профессор экономики университета Беркли, дает оценку предложениям Комиссии из доклада«К более сильной международной роли евро», который является вкладом Комиссии в декабрьский евросаммит 2018 года.
Некоторые из механизмов уже всем знакомы, к примеру — создание фискального фонда для обеспечения стабильности в случае ассиметричного финансового шока типа долгового кризиса. Крепкий экономический союз должен обеспечить доверие игроков на рынке. Проблема в том, что это политически сложное решение и страны его, вероятно, не поддержат.
Страны, использующие или привязывающие свою валюту к евро. Источник
Были озвучены и новые идеи. Комиссия предлагает проводить консультации с участниками финансового рынка для выявления препятствий для торговли евро. Однако, по мнению Эиченгрин, доминирование доллара может быть историческим наследием, которое нельзя перечеркнуть консультациями. Кроме того, Комиссия не сможет провести обсуждения со всеми, особенно учитывая децентрализацию рынка и большое количество игроков, и тем более не сможет заставить все страны-члены работать исключительно в евро. Тем не менее, Брюссель может попробовать уговорить энергетические компании выставлять счета и оплачивать импорт нефти и газа в евро, а также выплачивать иностранную помощь в евро. Это поможет повысить ликвидность и привлечь других игроков на рынок.
Однако все же, в течении многих лет Комиссии удалось добиться лишь незначительных результатов в укреплении европейской валюты. Неопределенность, вызванная «фактором» Трампа может ускорить этот процесс, но трудно себе представить, что только усилия Еврокомиссии приведут к резкому падению популярности доллара как мировой валюты. Единственное, что, по мнению автора, может нарушить баланс — это паническое бегство инвесторов от доллара к евро, что произойдет не благодаря Европейской комиссии, но то, благодаря непреднамеренным действиями самого Трампа.
3. «ОГОНЬ В ДОМЕ ЕВРОПЫ»: ТРЕВОЖНЫЙ МАНИФЕСТ ЕВРОПЕЙСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Двадцать пятого января группа международных писателей, среди которых французский философ Бернар-Анри Леви и лауреаты Нобелевской премии Орхан Памук и Светлана Алексиевич, опубликовала манифест европейских патриотов (перевод на английский доступе на The Guardian). Эмоциональные и метафоричные высказывания бьющих тревогу патриотов широко цитируются в СМИ как в Европе, так и в России.
Фреска Бэнкси в Дувре. Источник
Основной посыл манифеста: Европа разваливается на части у нас на глазах. Вокруг полно популистов, которые предлагают положить конец европейскому проекту и воссоединиться с утраченной идентичностью, существующей часто только в воображении демагогов. В таком климате состоятся новые выборы в Европейский Парламент и если эту волну не остановить, то последствия могут быть самыми ужасными: политика презрения к интеллекту и культуре, ксенофобия и антисемитизм. Писатели отказываются смириться с этой катастрофой и призывают присоединиться к ним. Они подчеркивают, что раньше считалось, что континент объединится сам, но становится очевидно, что за Европу нужно бороться или нам всем суждено увидеть ее гибель.
На публикации текста дело не закончилось. Известный французский писатель и философ Бернар-Анри Леви заявил, что собирается лично ездить по странам, чтобы убедить единомышленников прийти и проголосовать за ЕС в мае. Кроме того, появляются другие тексты. Так, Рогер Кохен, колумнист the New York Times, написал о том, почему он европейский патриот. Как заявляют авторы манифеста, патриотов Европы больше, чем кажется, но их не слышно и кажется, что выступления интеллектуалов — попытка сделать их голоса заметнее.
4. РОССИЯ И ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ: СОГЛАСИЯ НЕТ
Европейский Совет по Международным Отношениям (ECFR) выпустилисследование об отношении стран-членов ЕС к ядерному сдерживанию. Эксперты разделили все страны на 5 категорий: Истинные верующие, нейтральные, конфликтующие, прагматики и конформисты.
Ядерное оружие и Европейский союз. Источник
Примерами истинных верующих являются Франция, Великобритания, Польша и Румыния. Все эти страны высоко оценивают ядерную угрозу и считают, что ядерное сдерживание должно играть важную роль в национальной политике в области безопасности. При этом в этой группе и население стран и национальные Правительства занимают консолидированную позицию и одинаково смотря на эту проблему.
В группе конфликтующих стран, куда исследователи отнесли Швецию, Германию и Нидерланды, ситуация противоположная: позиции правительства и граждан по вопросу ядерного сдерживания не совпадают. Про группу «Нейтральных» — все понятно из названия, а вот последние две категории — прагматики и конформисты — выделены исследователями исходя из-за членства государств в НАТО, а соответственно и участия стран в проводимой Альянсом политике сдерживания.
Между странами-членами НАТО есть серьезное отличие. Прагматики, а именно Эстония, Литва, Латвия, Болгария, Чехия, Бельгия и Италия, признают важность политики сдерживания в основном из-за недоверия по отношению к России. Конформисты, в свою очередь, просто плывут по течению — Хорватия, Словакия, Словения, Венгрия, Греция, Дания, Люксембург, Испания и Португалия самостоятельно не очень беспокоятся из-за ядерной угрозы, но следовать политике НАТО им проще и выгоднее.
По результатам опроса видно, что отношение к России и ядерному сдерживанию связаны. Те, кто рассматривает Россию как угрозу, занимают более жесткую позицию т.е. являются либо истинно верующими, либо прагматиками. Однако, во всех группах есть страны, которые согласны с тем, что угроза есть, но не согласны с тем, как реагировать. И эта разобщенность практически по всем вопросам является главным вызовом, по мнению авторов.
Одним из других самых удивительных открытий авторы называют нежелание европейцев что-то менять с учетом того, что они признают, что сама ситуация с ядерным сдерживанием изменилась. Стратегическая автономия, по словам исследователей, так и останется пустой целью, если страны не возьмутся за это серьезно. В качестве первого шага Великобритания и Франция должны превратить идею европейского сдерживания в заслуживающее доверие предложение путем укрепления двустороннего сотрудничества в ядерной сфере и четких сигналов о готовности защищать других.
5. К ЕДИНОМУ ЦИФРОВОМУ РЫНКУ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
22 января 2019 года переговорщики от Европейского парламента, Совета ЕС и Комиссии достигли соглашения о пересмотре директивы о повторном использовании информации государственного сектора. Известная под именем «PSI» (Директива 2003/98/EC) директива вступила в силу в конце декабря 2003 года и уже была пересмотрена 10 лет спустя. В 2017 году Европейская комиссия начала публичную онлайн-консультацию из-за прописанного в тексте документа требования о периодическом пересмотре. По результатам консультации Европейская комиссия приняла решение о пересмотре директивы, в чем ее и поддержали другие институты ЕС в январе.
Вице-президент по единому цифровому рынку Андрюс Ансип входе обсуждения директивы сказал: «Данные все чаще становятся основой современной экономики, и раскрытие потенциала открытых открытых данных может принести значительные экономические выгоды». Источник
Новые положения директивы содержат следующие ключевые обязательства.
1. Снизить барьеры для входа на рынок, запретив взимать за доступ больше, чем несущественную сумму за возмещение расходов.
2. Расширить доступность уже имеющихся и собираемых данных. Так, транспортные и коммунальные службы собирают ценные данные для компаний и некоммерческого сектора, но решение о доступе к ним до сих пор регулируется различными национальными или европейскими правилами. Однако если эти данные доступны, то они будут попадать под действие новой директивы. Кроме того, данные исследований, финансируемые государством, также теперь должны подпадать под действие директивы и публиковаться соответственно.
3. Минимизировать риск чрезмерного преимущества т.н. первопроходцев. Некоторые государственные органы заключают сделки с частными компаниями, в результате которых какие-то важные данные могут оказаться недоступными на долгие годы. Те компании, которые успели первыми фактически получают монополию на эту информацию, что вредит общему развитию рынка цифровых услуг. Поэтому ЕС предлагает меры для предотвращения таких ситуаций в будущем и усиления прозрачности сделок.
После того, как Европейский Парламент и Совет официально примут новые правила, Директива будет переименована в Директиву об открытых данных и информации в государственном секторе, что позволит всем заинтересованным сторонам повторно использовать данные из государственного сектора, а также данные, финансируемые государством.