Найти тему

МОЖНО ЛИ ОБЕСПЕЧИТЬ РЕБЁНКУ СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ, ЛИШИВ ЕГО ДЕТСТВА?

Три языка в шесть лет: ожидание vs. реальность

Мечта многих современных родителей – не просто интеллектуально развитый ребенок, но ребенок, владеющий несколькими языками. Исследователи и психологи часто пишут о том, что в раннем возрасте ребенок способен овладеть языками гораздо легче и быстрее, чем будучи, например, подростком. Однако, случается так, что желания и цели родителей заранее «предопределяют» жизнь ребенка, а иногда и лишают его ощущения детства.

С такими случаями сталкиваются преподаватели иностранных языков, которые наблюдают ту психологическую обстановку, в которой находятся дети амбициозных родителей.

Иллюстрацией может послужить случай из личной практики, который навел на мысли о том, насколько то «добро», которое мы хотим «принести» своим детям, оправдывает то давление, которое мы на них оказываем. Изложенный в слегка утрированном виде, этот случай, как нам кажется, вскрывает не всегда очевидные проблемы детского обучения.

Однажды мне позвонили с просьбой позаниматься английским языком с девочкой-первоклассницей. Девочка уже изучала язык около полугода в группе, однако, ее темпы освоения языка не устраивали ее родителей и, в особенности, бабушку. Мама девочки знала английский «в совершенстве», но, будучи всегда «на совещаниях», не могла выделить время на ребенка. К тому же ребенок параллельно изучал французский, а также немецкий (бабушка сама была преподавателем немецкого языка).

На первом занятии познакомиться с ребенком поближе не удалось – бабушка, став стражем в углу комнаты, отмела все попытки узнать о предпочтениях ребенка и потребовала грамматических упражнений. «Нам нужна методика, методика. Я все методики знаю современные, коммуникативные. Я сама немецкий преподаю – меня немецкому учил Вольфганг Амадей Гете! Не надо подписывать перевод, я на этом уровне знаю. Вы ей? И ей не надо ничего подписывать! Она не знает, какой ее любимый цвет. Это для нее сложно. Она знает названия цветов, вы сейчас долго раскрашивать их будете. Алфавит? Вы сейчас долго будете петь». Ребенок хотел рисовать, петь и танцевать.

- Жозефин, зитсен зе битте! Спросите ее, как будет стул, Жозефин, как будет стул?

- Шазэ

- Жозефин, это по-французски! Доннер веттер, Жозефин, ты ничего не знаешь! Она ничего не знает.

Так, полностью завладев инициативой занятия, бабушка старым верным «попугайским» способом обучения заставляла девочку твердить «Ай лав спортс» двадцать раз, но когда девочку спрашивали «Ду ю лав спортс?», сказать о своей любви она, почему-то, не могла. Она выводила завитушки в уголке листа, заглядывалась в окно на птичек, спрашивала, который час.

Заставить учиться непоседу очень сложно.

В конце, когда после полутора часов изнуренный ребенок уже тихо планировал побег, бабушка решила, что ребенок научился достаточно. «Мы и французским так занимаемся», - заявила она. В тот день ребенка еще ждал немецкий, гимнастика и школьное домашнее задание (изучение языков по программе еще даже не началось). Как выяснилось, в скором времени они планируют сдавать экзамены на уровень языка – и сдавать их регулярно, чтобы «контролировать» повышение уровня знаний.

Взглянув в глаза ребенка и увидев в них такую усталость, которая накопилась у меня только к завершению моего второго высшего образования, я подумала, что, возможно, родителям стоило бы скорее выяснить уровень стресса, которому подвергается ребенок в шесть лет.

«Светлое» будущее такого ребенка – бесконечной высоты стандарты, растущие с каждой новой ступенью социальной жизни – старшая школа, университет, престижная работа, получение новых должностей. Планка, заданная родителями в самом детстве, которое «задумано» счастливой и беззаботной порой, воспоминания о которой должны греть всю непростую взрослую жизнь, становится для ребенка непосильной ношей.

Неспособный соответствовать ожиданиям родителей, он погружается с состояние своеобразного эскапизма - вместо юной шестилетней бизнес-леди получилась замечательная и отвлеченная Полумна Лавгуд, путающая «Йес», «Уи» и «Йа», думающая больше о единорогах, чем о грамматическом строе романо-германских языков. В психологической обстановке лагеря строго режима ей оказалось трудно найти мотивацию к десяти годам овладеть четырьмя языками.

С другой стороны, вырастить маленького гения вполне реально. Если открыть для ребенка головокружительный мир, полный языковых игр, веселых песен и стихов, есть большая вероятность, что он сам будет тянуться к сладким плодам познания. И сам будет радостно стремиться к своему личному, созданному своими руками светлому будущему.

Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.