Найти тему
Техносказки

Мир будущего: роботы, ИИ, образование, наука

Машины прошлого отличались низкой гибкостью и длительными периодами настройки и переналадки. Современные системы получают “человеческую грамотность” - для программирования таких устройств хватает минимальных навыков и подготовки.

Роботы “учатся” трудиться среди людей, приходят в магазины, складские комплексы и даже на улицы мегаполисов. Появляются первые замкнутые экосистемы - прообраз будущих “безлюдных” складов и производств. Новые роботы способны добывать ресурсы и выращивать урожай при минимальном вмешательстве со стороны человека. Приходят машины и в образование.

Современные тренды

Реальность двадцать первого века кардинально отличается от привычного нам мира: высокие технологии наводняют окружающее пространство дополнительными мерностями, в частности - мерностью опыта.

Внедрение ИИ повлечет за собой пересмотр сложившихся подходов к образованию: изменятся аудитории, методы работы со студентами, форматы лекций и семинаров.

Прогресс потребует от преподавателей исчерпывающего понимания специальности, опыта работы с аудиторией и “цифровых” навыков, непрерывного повышения квалификации и формирования уникального опыта для студентов. Иных лекторов заменят роботы и предзаписанные курсы.

Марбургский университет имени Филиппа, Германия, уже испытал робота Yuki, который ассистирует профессорам: машина имеет представления об успеваемости студентов и может проводить тесты.

Будущее

Отдельные учебные заведения попадают в новостные ленты, представляя миру роботов-лекторов или семинаристов. Прогресс - дело хорошее, однако роботизация аудиторных занятий - идея слегка абсурдная.

Почему так?

На сегодняшний день многие студенты отечественных ВУЗов получают высшее образование по одной из следующих причин:

  • Молодые люди не торопятся идти в армию;
  • Девушки еще не определились с профессией, однако родители и социум толкают их к поступлению. Некоторые родители мечтают выдать дочку замуж;
  • Родители настраивают детей на поступление в институты в надежде, что диплом обеспечит им большую зарплату;
  • Страна нуждается в социальной передержке: местах, где ненужные люди проведут большую часть жизни, пока серьезные дяди будут качать нефть и газ и продавать их иностранцам. Идеальный путь “передерживаемого” прост и незамысловат: роддом, детский сад, школа, институт, офисная работа, кладбище. В перерывах, нашего героя будут развлекать иностранные торговые сети, ТЦ, любимые сериалы и вся мощь современного культа потребления. За особые заслуги, “передерживаемый” получит возможность отдыхать за границей.
  • Масса слабых ВУЗов предоставляют возможность купить или получить диплом в рассрочку - речь идет не о коррупции, а об отсутствии какого-либо отсева и возможности “вылететь”.

Особняком стоят преподаватели, получающие крайне низкую зарплату. Многие из этих людей посещают занятия подобно восторженным пенсионерам, дорвавшихся до общественного лектория, или неопытным блогерам, вдруг получившим незаслуженную аудиторию.

Так почему не стоит роботизировать весь процесс?

Мировой опыт показывает, что роботизация старых процессов не приводит к желаемым результатам. Куда более интересный вариант - проектирование новых процессов “под ключ” и с учетом возможностей современных технологий.

Нет смысла автоматизировать привычные лекции и семинары. С другой стороны, внедрение ИИ в системы дистанционного образования позволит автоматизировать проверку заданий и обеспечит индивидуальный подход к каждому студенту.

Исследователи и научные работники получат доступ к открытым и бесплатным платформам для совместной работы и обсуждений, а студенты смогут получать сколь-угодно качественное образование не выходя из дома - быстро, эффективно и в полном соответствии с индивидуальным графиком.

На сегодняшний день стоимость одного занятия с серьезным репетитором может достигать порядка 4 тыс. рублей в час. В ближайшие годы за аналогичную сумму можно будет приобрести китайский планшет, который откроет перед учащимся все лучшие курсы топовых ВУЗов. И это - только начало!

Второй по порядку, но не по значимости тренд связан с децентрализацией: с каждым годом в мире остается все меньше систем, заинтересованных в том, чтобы “мести всех под одну гребенку”.

В ближайшие годы человечеству придется уйти от общепринятых форматов оценок, “накручиваемых” дипломов и научных степеней, и перейти к неформальным системам, в которых на первый план выступят персональные “ачивки” (по примеру достижений в современных компьютерных играх) и уважение коллег.

++

Цикл "Техносказки" посвящен будущему социума - здесь мы постараемся рассмотреть предстоящие перемены и представить себе то, как изменятся жизни людей уже в ближайшие годы.

Короткие выжимки из статей можно найти в одноименном Telegram-канале.

Изображение

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц