Проблема памяти является одной из актуальнейших проблем современности. Мир меняется с высокой скоростью, объем знаний увеличивается, и человек не всегда способен их обработать. К сожалению, педагоги при работе с дошкольниками нечасто акцентируют внимание на формировании у детей механизмов запоминания. Потому продуктивность их остается невысокой, а вопрос развития памяти у детей старшего дошкольного возраста ставится наиболее остро.
Память дошкольников и ее свойства
Память — это навык человека сберегать и узнавать различную информацию. У ребят дошкольного возраста память стремительно развивается, и от этого механизма зависит формирование личности в целом.
Ведущим видом памяти в этом возрастном периоде считается образная. Ее формирование определяется процессами мышления и восприятия. Восприятие малыша постепенно становится все более осознанным, тем не менее его глобальность все еще сохраняется. Мышление же оперирует самыми простыми формами обобщения и переходит к объединению представлений. Последние закрепляются в словах и становятся «картинными».
Таким образом, дошкольник переходит:
- от единичных образов к общим;
- от нелогичных представлений к их взаимосвязи;
- от статических понятий к динамическим отображениям;
- от владения расчлененными образами к воспроизведению целой картины.
Память у старших дошкольников меняется с непроизвольной на произвольную. Ранее ребенок запоминал попутно в процессе выполнения какой-либо деятельности. Например, играл с куклой и сохранил ее в памяти. Теперь же у него появляется цель запомнить. Малыш может по просьбе взрослого что-то вспоминать. Такая форма памяти появляется благодаря развитию речи. В этом процессе ребенок осваивает приемы запоминания.
Работа памяти не является механической. Для запоминания недостаточно простого повторения. Наоборот, дошкольник должен переработать материал в своем сознании для того, чтобы воспроизвести его.
В этом периоде развития малыши активно запоминают слова, их формы, словосочетания. Не менее важно ребятам проявлять активность при слушании сказок и литературных произведений. Сопереживание героям историй помогает им понимать содержание услышанного и запоминать сюжет.
В чем заключается развитие памяти в этом возрастном периоде?
Развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает прежде всего совершенствование мыслительной деятельности. Задача взрослых — научить детей думать, сопоставлять предметы, анализировать, выявлять между ними общее.
Для укрепления памяти на занятиях используется наглядный материал. Словесные пояснения дополняются показом игрушек, картинок. Это помогает осмысливать запоминаемое. Педагоги часто таким образом «оживляют» стихотворения и сказки. Потом по картинкам ребята могут рассказать то, что запомнили. Включение активных действий в процесс восприятия помогает запоминанию. С этой целью ребятам дают, например, овощи и фрукты для ощупывания, для сравнения и сопоставления их по форме.
Одно из проявлений памяти — это воспроизведение образов. Если оно происходит при воспоминаниях, это уже представление. Ребенок в этом возрасте может представить предмет и описать его.
У дошкольника совершенствуются двигательные навыки движения становятся более сложными и осмысленными. Для их воспроизведения важен образ, запечатленный в памяти.
Особая «веха» в развитии детей дошкольного возраста — появление собственных воспоминаний. Ребенок может рассказывать о своих успехах, отношениях со взрослыми и ровесниками. На формирование памяти влияют наблюдения.
Как учить ребенка запоминанию?
Важно понимать, что для дошкольника важен интерес. Ребенок сохранит в памяти то, что вызвало у него эмоции. Педагоги предлагают такие игры для формирования навыков запоминания:
- Игра «Делай, как я». Сначала взрослый производит различные жесты руками ребенка и просит их воспроизвести. Затем задача усложняется, и взрослый сам выполняет движения, которые потом нужно сделать малышу.
- Игра « Чудо-слова» развивает механизм слухового запоминания. Взрослый проговаривает 10 пар слов, объединенных общим смыслом: «Кошка-собака, апельсин-яблоко, еда-тарелка…» Затем называет только первые слова, а ребенок должен сказать вторые.
- «Прогулка в образах». На улице родитель обращает внимание малыша на различные предметы — дорожные знаки, деревья, магазины, скамейки. Когда дошкольник придет домой, он должен изобразить на бумаге то, что запомнилось.
Итак, развитие памяти ребенка дошкольного возраста — это процесс творческий и увлекательный. Важно заниматься с ребенком систематически, и тогда результат не заставит себя ожидать.
Наш сайт: Winku.ru