Найти тему

Хозяин Северного Морского пути. 1 часть

Рассказывая о сталинских стройках в Заполярье многие говорят только о ГУЛАГе, между прочим в то время действовало 11 этих организаций. Сейчас их можно было бы назвать – научно-промышленные объединения. Об этой грани истории я обязательно расскажу. А сейчас заострю ваше внимание на ещё одной конторе, сыгравшей огромную роль в жизни всей Арктики, да и всей страны Советов в целом. Между прочим, эта организация, созданная при непосредственном участии Сталина, надолго пережила своего создателя, даже названия не сменила, и лишь в 90-е гг. дни её всё же благополучно развалили. Я имею в виду Главное Управление Северным морским путём. Без её ведома не решались многие вопросы, связанные с промышленным освоением Севера.

В декабре 1932 году вышло Постановление Совнаркома СССР об организации этого управления, начальником был назначен Отто Юльевич Шмидт. Но как обычно, от постановления до реализации прошло время. И вот 1 января 1933 года вышел приказ по Управлению «сего числа считать ГУСМП начавшим работу».
Ледокольное судно А. Сибиряков. Яндекс.Картинки
Ледокольное судно А. Сибиряков. Яндекс.Картинки

Всё началось после успешного окончания экспедиции под руководством Шмидта. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» он сумел за одну навигацию пройти Северным морским путём. Этот опыт настолько впечатлил руководство страны, что его вместе с помощниками пригласили для доклада. В результате все наркоматы страны должны были получить десятки распоряжений Правительства. Многочисленные организации должны были строить различные объекты, например, Наркомпочтель должен был отвечать за строительство радиостанций, Внешторг закупать ледокольные пароходы и т.д. Всё это привело бы к неразберихе. Но не случилось. М.И. Шевелёв вспоминал как это было. Когда на Политбюро об этом услышал Сталин, то прогуливаясь вдоль стола и покуривая трубку, спросил:

«Вы думаете, это все можно осуществить?» Ответили: «Если будет решение». Сталин: «Покажите, где это ваше Тикси?» Шмидт подошёл к карте и показал. Сталин хмыкнул: «Ну да! Мы этот Наркомвод каждую неделю ругаем за то, что он нефть из Баку по Волге не может как следует перевезти, а вы хотите, чтоб он думал о вашем Тикси, порт там строил? Он же думает, что завтра получит выговор за перевозку нефти, а за ваши дела, за Тикси, выговор ему грозит года через два-три. Не сделает он ничего в Тикси!».

На другие наркоматы Сталин тоже надежд не возлагал, он предложил другой вариант:

«Арктика — вещь сложная. Надо создавать организацию, которая отвечала бы за все. И знала бы — отвечает за Арктику и больше ни за что. А мы с нее спросим — и строго! Тогда у вас дело пойдет. Давайте сделаем по-другому. Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при Совнаркоме Главное управление Северного морского пути, поручим ему проложить путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, содержать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания. Пока хватит».

Так состоялось рождение Северного морского пути.

Отто Юльевич Шмидт, создатель Главного Управления Северного морского пути. https://geography-a.ru/menu-26-14/719-shmidt-otto-yulevich.html
Отто Юльевич Шмидт, создатель Главного Управления Северного морского пути. https://geography-a.ru/menu-26-14/719-shmidt-otto-yulevich.html

В ведение нового Главка передавалась территория Полярного круга, а это почти 3 миллиона квадратных километров, или 20 процентов от всей России. Все отрасли хозяйства от транспорта, строительства, и заканчивая заготовками пушнины, созданием культурных баз, школ и больниц теперь курировались Главсевморпутём. Как-то Сталин сравнил новую организацию с когда-то существовавшей Ост-Индской компанией, и пошутил:

«Вот у Ост-Индской компании были свои войска для подавления восстаний, а у нас всё должно решаться мирным путём, поэтому пушек Шмидту не давать».

Довольно быстро Главк превратился в крупную территориально-комплексную транспортно-промышленную, торговую и научную организацию. Уже во второй пятилетний план с 1933 по 1937 годы впервые был включён раздел:

«Освоение Советской Арктики». Указывалось, что «возлагается задача превращения Северного морского пути в нормально действующую транспортную артерию, а так же хозяйственное освоение приполярных районов и островов Арктики».
Северный морской путь. http://uverenniy.ru/ledovo-gidrologicheskaya-provodka-sudov-po-severnomu-morskomu.html
Северный морской путь. http://uverenniy.ru/ledovo-gidrologicheskaya-provodka-sudov-po-severnomu-morskomu.html

То, о чём даже не мечтали учёные и промышленники при царской власти, при нынешней начало претворяться в жизнь. Справедливости ради надо сказать, что Арктической стали заниматься ещё в 1919 г. когда по приказу Временного Сибирского правительства адмирала Колчака был создан Комитет Северного морского пути. Главной задачей было создание устойчивой морской связи Сибири с западноевропейскими портами для развития внешней торговли. На следующий год уже Сибирский революционный комитет преобразовал организацию в «Комсеверпуть». Потом были ещё реорганизации, пока с марта 1932 г. не стало Всесоюзным экспортно-импортным и транспортно-промышленным объединением.

Максимум наступления на Арктику пришелся на приснопамятный 1937 год. Но это уже другая история, и я о ней расскажу в следующей статье, так что не забудьте подписаться на мой канал «Калейдоскоп событий». Комментируйте и предлагайте другие темы.

Окончание статьи здесь