Найти тему

5 мест, которые вдохновили Винсента ВАН ГОГА.

Оглавление
Сельский дом в Провансе (1888)  Vincent Van Gogh Farmhouse in Provence (1888)
Сельский дом в Провансе (1888) Vincent Van Gogh Farmhouse in Provence (1888)

Голландский художник Винсент Ван Гог вел бурную, беспокойную жизнь. С юных лет он непрерывно двигался в поисках вдохновения и обстановки, которая успокоила бы его шаткие нервы.

“Мне всегда кажется, что я путешественник, который куда-то направляется”, - писал он своему брату Тео в августе 1888 года. К моменту смерти художника в 1890 году, в возрасте 37 лет, он жил в более чем 15 различных городах Европы.

Каждое место глубоко повлияло на страстную, изменчивую жизнь и работу художника. Сегодня мы взглянем на пять мест, где Ван Гог оставил свой след, где ставил свои холсты, где создавал свои уникальные, безумные и завораживающие картины.

ГААГА, Нидерланды.

Винсент Ван Гог  "Вид на море в Схевенингене" (1882) Vincent Van Gogh  View of the Sea at Scheveningen (1882)
Винсент Ван Гог "Вид на море в Схевенингене" (1882) Vincent Van Gogh View of the Sea at Scheveningen (1882)

В 1869 году, в возрасте 16 лет, Ван Гог покинул свой родной сельский городок Зюндерт (Нидерланды). Перебрался в космополитичный приморский город - Гаагу. Там в галерее Goupil он впервые предстал перед современным искусством (тут мы, конечно, говорим про картины 19-го века французских, итальянских и испанских художников). Он бродит по галереям по всему городу, влюбляется в буколические, мягкие пейзажи гаагской живописной школы , особенно в работы Антона Мауве. Сохранилось несколько набросков этого периода, в которых Ван Гог неуклюже, но решительно экспериментирует с городскими и сельскими пейзажами.

В декабре 1881 года, когда художнику было около тридцати, он вернулся в Гаагу. (12 лет он провёл в качестве странствующего арт-дилера и начинающего художника). К этому времени он полностью посвятил себя искусству и начал рисовать городскую жизнь, сосредоточившись на бедных и угнетенных слоях населения. Одна из самых поразительных и чутких фигуративных работ Ван Гога, "Горе" (1882), относится к этому периоду. Она изображает его музу и любовницу, проститутку по имени Сиен, обнаженной, беременной и сжимающей свое тело. Во время этого пребывания в Гааге Ван Гог также впервые ввел цвет в свою палитру и начал создавать яркие, насыщенные, практически выпирающие картины маслом. Одно из лучших ранних полотен художника, "Вид на море в Схевенингене" (1882), изображает бурлящий, серо-голубой океан недалеко от его дома. И по сей день песчинки врезаются в поверхность картины, как свидетельство того, что Ван Гог писал ее на пленэре в ветреный день.

Винсент Ван Гог "Горе" (1882) Vincent Van Gogh  Sorrow (1882)
Винсент Ван Гог "Горе" (1882) Vincent Van Gogh Sorrow (1882)

НЮЭНЕН, Нидерланды.

Винсент Ван Гог  «Осенний пейзаж» (1885)  Vincent Van Gogh  « Autumn Landscape» (1885)
Винсент Ван Гог «Осенний пейзаж» (1885) Vincent Van Gogh « Autumn Landscape» (1885)

В возрасте 30 лет, в декабре 1883 года, Ван Гог последовал за своей семьей в милейшую голландскую пасторальную деревню Нюэнен.

В то время у него уже были напряженные отношения с родителями. Художник создал свою собственную студию на их земле — в бывшей прачечной — где он мог спокойно работать. Он также заключил деловое соглашение со своим братом Тео, которое обеспечило ему финансовую стабильность и немного успокоило его душевное состояние. Как всем известно, Тео, был арт-дилером. Он посылал Ван Гогу регулярное пособие в обмен на любые картины, которые тот производил.

В этой стабильной и в основном спокойной обстановке Ван Гог добился больших успехов в своей работе. Он сосредоточенно совершенствовал технику работы с маслом. Пейзажи 1884 года, которые изображают окружающую местность и церковь, где его отец был пастором, показывают художника, экспериментирующего с модуляцией цвета и изображением, будто светящегося изнутри осеннего света.

 Винсент Ван Гог «Едоки картофеля» (1885) Vincent Van Gogh
Винсент Ван Гог «Едоки картофеля» (1885) Vincent Van Gogh

Крестьянский быт вдохновил Ван Гога, на его, по мнению многих, первый осознанный шедевр - «Едоки картофеля» (1885). Темная палитра, плотные мазки кисти, преувеличенные гротескные фигуры, оживлённый крестьянкой стол. Припоминаете?

Он хотел, чтобы работа была тяжелой и честной, чтобы пахло беконом, дымом, картофельным паром. Рассказывал о тяжелом ручном труде, о том, что эти люди заработали свою пищу.

Винсент Ван Гог «Осенний пейзаж» (1885) Vincent Van Gogh  « Autumn Landscape» (1885)
Винсент Ван Гог «Осенний пейзаж» (1885) Vincent Van Gogh « Autumn Landscape» (1885)

«Осенний пейзаж» (1885), одна из последних картин Ван Гога, созданных в Нюэнене, примечательна видимым художественным ростом. Композиция более детализирована, чем прошлые пейзажи, а оттенки более светлы. «Моя палитра оттаивает, - писал он Тео примерно в то время, когда заканчивал работу, - и ранняя мрачность исчезла.»

ПАРИЖ, Франция.

Винсент Ван Гог «Терраса в. Люксембургском саду» (1886) Vincent Van Gogh  « Terrace in the Luxembourg Gardens, 1886» (1886)
Винсент Ван Гог «Терраса в. Люксембургском саду» (1886) Vincent Van Gogh « Terrace in the Luxembourg Gardens, 1886» (1886)

Двухлетнее пребывание Ван Гога в Париже с февраля 1886 по февраль 1888 года радикально изменило его творчество. Впервые он познакомился с импрессионизмом, чью свободный, активный мазок и яркую палитру он включил в свою собственную практику.

«В Антверпене я даже не знал, что такое импрессионисты», - писал он своему другу и коллеге художнику Горацию Ливенсу. - Теперь я видел их, и хотя я не член клуба, все же я восхищался некоторыми картинами импрессионистов — Дега, обнаженная фигура Клода Моне, пейзаж.»

До этого, в 1870-х годах, Ван Гог проводил короткие периоды времени в Париже, работая на художественную галерею. Теперь, однако, он был сосредоточен на развитии своей техники живописи. Некоторое время он учился у знаменитого тогда художника Фернана Кормона, среди учеников которого были Анри де Тулуз-Лотрек и Эмиль Бернар. Но истинное образование Ван Гог получил благодаря художникам, с которыми общался. Тулуз-Лотрек и Бернар стали его друзьями, он познакомился с Полем Гогеном и какое-то время жил по соседству с импрессионистом Огюстом Ренуаром.

Винсент Ван Гог  «Автопортрете с черной фетровой шляпой» (1887) Vincent Van Gogh  «Self-Portrait with gray felt Hat» (1887)
Винсент Ван Гог «Автопортрете с черной фетровой шляпой» (1887) Vincent Van Gogh «Self-Portrait with gray felt Hat» (1887)

Два автопортрета Ван Гога, сделанные в промежутке времени длиною девять месяцев, свидетельствуют о его быстром прогрессе. В «Автопортрете с черной фетровой шляпой» (1887) он изобразил себя используя темной палитрой и плотной, традиционной манерой письма, тогда как в «Автопортрете с серой фетровой шляпой» (1887) - созданном менее чем через год—художник предстает перед нами, как смесь ярко выраженных, активных штрихов —синего цвета, акцентированных пылающим оранжевым и ярким белым. Полотно свидетельствует о власти неоимпрессионизма над художником и о зарождении его собственного уникального и значимого стиля.

Винсент Ван Гог  «Автопортрете с серой фетровой шляпой», 1887 Vincent Van Gogh «Self-Portrait with gray felt Hat» (1887)
Винсент Ван Гог «Автопортрете с серой фетровой шляпой», 1887 Vincent Van Gogh «Self-Portrait with gray felt Hat» (1887)

АРЛЬ, Франция.

Винсент Ван Гог  "Сеятель" (1888) Vincent Van Gogh  The Sower (1888)
Винсент Ван Гог "Сеятель" (1888) Vincent Van Gogh The Sower (1888)

Хотя Париж оказался местом плодотворным для Ван Гога, в тоже самое время он подвергал его давлению и нездоровым искушениям. Рост напряженности между художником и его братом Тео, высокая стоимость жизни в Париже, вероятно, спровоцировали его переезд в Арль в феврале 1888 года.

”Я уехал из Парижа очень-очень расстроенным, очень больным и почти алкоголиком из-за переутомления", - писал позднее Ван Гог.
Винсент Ван Гог  "Жатва" (1888) Vincent Van Gogh  The Harwest  (1888)
Винсент Ван Гог "Жатва" (1888) Vincent Van Gogh The Harwest (1888)

Арль был причудливым, красочным, близким к морю городом, окруженным плодородными оливковыми рощами, фруктовыми садами, виноградниками, пшеничными полями и желтыми всполохами подсолнухов. Богатство пейзажа дало бесконечное вдохновение Ван Гогу, который написал около 200 картин (более трех в неделю) во время своего 15-месячного пребывания в этой местности. Такие полотна, как "Жатва в Провансе", "Сеятель" и "Красный виноградник в Арле" (все 1888), изображают золотые поля, испещренные красными и синими крапинками под сияющим желтым небом. Его палитра в этой обстановке становилась смелее и ярче.

“Густо-зелёная свежая растительность, такую мы редко видим на севере”, - писал он через несколько месяцев после прибытия в Арль. - Когда она становиться выжженной и покрывается пылью, она не становится уродливой, тогда пейзаж приобретает оттенки золота во всех тонах.”
Винсент Ван Гог  "Подсолнухи" (1888) Vincent Van Gogh  Sunflowers  (1888)
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" (1888) Vincent Van Gogh Sunflowers (1888)

Ван Гог поселился в доме, который он ласково называл “Желтый дом". Он также стал героем нескольких картин, включая изображения его яркого фасада и собственной спальни художника, с солнечно-желтой кроватью и синими стенами, увешанными картинами. Осенью 1888 года, когда Ван Гог пригласил к себе в гости коллегу-художника Гогена, здесь же разыгралась домашняя драма. Всего через девять недель после приезда, Гоген в гневе уехал в ту пору эмоциональное состояние Ван Гога трудно было назвать стабильным. Вскоре после этого, он, как известно, отрезал часть своего левого уха. Эпизод послужил мотивом к написанию нескольких знаковых автопортретов, включая «Автопортрет с забинтованным ухом» (1889), и вызвал ряд изнурительных психических кризисов для художника.

Винсент Ван Гог  «Автопортрете с забинтованным ухом», 1889  Vincent Van Gogh «Self-Portrait with Bandaged Ear » (1889)
Винсент Ван Гог «Автопортрете с забинтованным ухом», 1889 Vincent Van Gogh «Self-Portrait with Bandaged Ear » (1889)

СЕН-РЕМИ-ДЕ-ПРОВАНС, Франция.

Винсент Ван Гог  «Звездная ночь», 1889  Vincent Van Gogh «Starry Night » (1889)
Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889 Vincent Van Gogh «Starry Night » (1889)

После ряда психических срывов в Арле Ван Гог добровольно отправился в приют Сен-Поль-де-Мавзоль, расположенный в 20 милях к северу от Арля.

Жизнь внутри больницы была безрадостной: «постоянно слышны крики и ужасные завывания, как будто животных в зверинце», - писал Ван Гог.

А вот окружающий пейзаж был потрясающе красив, дарил и эмоциональную передышку, и пищу для творчества. Окно комнаты Ван Гога обрамляло сцену, которую он рисовал 15 раз: холмистые поля с оливковыми деревьями и кипарисами, окаймленные Альпийскими горами.

Ему также разрешалось совершать походы по окрестным полям и городам, и, вероятно, в один из таких случаев, была создана одна из самых известных его картин - Звездная ночь (1889). Темное, бурное небо вперемешку с яркими, мерцающими звездами и светящейся луной. Каждый раз, когда Ван Гог оправлялся от кризиса, он возвращался к свету, снова берясь за кисть.

Винсент Ван Гог  «Пшеничное поле с кипарисами», 1889  Vincent Van Gogh «Wheat Field with Cypresses» (1889)
Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с кипарисами», 1889 Vincent Van Gogh «Wheat Field with Cypresses» (1889)

Ван Гог работал сквозь страдания, но, в конце концов, так и не смог вынести собственного измученного состояния ума. Год спустя, в 1890 году, он покончил с собой в маленьком городке Овер на севере Франции. Но его картины живут, как доказательство художественного гения и неустанной приверженности своему пути. ❤️