Голландский художник Винсент Ван Гог вел бурную, беспокойную жизнь. С юных лет он непрерывно двигался в поисках вдохновения и обстановки, которая успокоила бы его шаткие нервы.
“Мне всегда кажется, что я путешественник, который куда-то направляется”, - писал он своему брату Тео в августе 1888 года. К моменту смерти художника в 1890 году, в возрасте 37 лет, он жил в более чем 15 различных городах Европы.
Каждое место глубоко повлияло на страстную, изменчивую жизнь и работу художника. Сегодня мы взглянем на пять мест, где Ван Гог оставил свой след, где ставил свои холсты, где создавал свои уникальные, безумные и завораживающие картины.
ГААГА, Нидерланды.
В 1869 году, в возрасте 16 лет, Ван Гог покинул свой родной сельский городок Зюндерт (Нидерланды). Перебрался в космополитичный приморский город - Гаагу. Там в галерее Goupil он впервые предстал перед современным искусством (тут мы, конечно, говорим про картины 19-го века французских, итальянских и испанских художников). Он бродит по галереям по всему городу, влюбляется в буколические, мягкие пейзажи гаагской живописной школы , особенно в работы Антона Мауве. Сохранилось несколько набросков этого периода, в которых Ван Гог неуклюже, но решительно экспериментирует с городскими и сельскими пейзажами.
В декабре 1881 года, когда художнику было около тридцати, он вернулся в Гаагу. (12 лет он провёл в качестве странствующего арт-дилера и начинающего художника). К этому времени он полностью посвятил себя искусству и начал рисовать городскую жизнь, сосредоточившись на бедных и угнетенных слоях населения. Одна из самых поразительных и чутких фигуративных работ Ван Гога, "Горе" (1882), относится к этому периоду. Она изображает его музу и любовницу, проститутку по имени Сиен, обнаженной, беременной и сжимающей свое тело. Во время этого пребывания в Гааге Ван Гог также впервые ввел цвет в свою палитру и начал создавать яркие, насыщенные, практически выпирающие картины маслом. Одно из лучших ранних полотен художника, "Вид на море в Схевенингене" (1882), изображает бурлящий, серо-голубой океан недалеко от его дома. И по сей день песчинки врезаются в поверхность картины, как свидетельство того, что Ван Гог писал ее на пленэре в ветреный день.
НЮЭНЕН, Нидерланды.
В возрасте 30 лет, в декабре 1883 года, Ван Гог последовал за своей семьей в милейшую голландскую пасторальную деревню Нюэнен.
В то время у него уже были напряженные отношения с родителями. Художник создал свою собственную студию на их земле — в бывшей прачечной — где он мог спокойно работать. Он также заключил деловое соглашение со своим братом Тео, которое обеспечило ему финансовую стабильность и немного успокоило его душевное состояние. Как всем известно, Тео, был арт-дилером. Он посылал Ван Гогу регулярное пособие в обмен на любые картины, которые тот производил.
В этой стабильной и в основном спокойной обстановке Ван Гог добился больших успехов в своей работе. Он сосредоточенно совершенствовал технику работы с маслом. Пейзажи 1884 года, которые изображают окружающую местность и церковь, где его отец был пастором, показывают художника, экспериментирующего с модуляцией цвета и изображением, будто светящегося изнутри осеннего света.
Крестьянский быт вдохновил Ван Гога, на его, по мнению многих, первый осознанный шедевр - «Едоки картофеля» (1885). Темная палитра, плотные мазки кисти, преувеличенные гротескные фигуры, оживлённый крестьянкой стол. Припоминаете?
Он хотел, чтобы работа была тяжелой и честной, чтобы пахло беконом, дымом, картофельным паром. Рассказывал о тяжелом ручном труде, о том, что эти люди заработали свою пищу.
«Осенний пейзаж» (1885), одна из последних картин Ван Гога, созданных в Нюэнене, примечательна видимым художественным ростом. Композиция более детализирована, чем прошлые пейзажи, а оттенки более светлы. «Моя палитра оттаивает, - писал он Тео примерно в то время, когда заканчивал работу, - и ранняя мрачность исчезла.»
ПАРИЖ, Франция.
Двухлетнее пребывание Ван Гога в Париже с февраля 1886 по февраль 1888 года радикально изменило его творчество. Впервые он познакомился с импрессионизмом, чью свободный, активный мазок и яркую палитру он включил в свою собственную практику.
«В Антверпене я даже не знал, что такое импрессионисты», - писал он своему другу и коллеге художнику Горацию Ливенсу. - Теперь я видел их, и хотя я не член клуба, все же я восхищался некоторыми картинами импрессионистов — Дега, обнаженная фигура Клода Моне, пейзаж.»
До этого, в 1870-х годах, Ван Гог проводил короткие периоды времени в Париже, работая на художественную галерею. Теперь, однако, он был сосредоточен на развитии своей техники живописи. Некоторое время он учился у знаменитого тогда художника Фернана Кормона, среди учеников которого были Анри де Тулуз-Лотрек и Эмиль Бернар. Но истинное образование Ван Гог получил благодаря художникам, с которыми общался. Тулуз-Лотрек и Бернар стали его друзьями, он познакомился с Полем Гогеном и какое-то время жил по соседству с импрессионистом Огюстом Ренуаром.
Два автопортрета Ван Гога, сделанные в промежутке времени длиною девять месяцев, свидетельствуют о его быстром прогрессе. В «Автопортрете с черной фетровой шляпой» (1887) он изобразил себя используя темной палитрой и плотной, традиционной манерой письма, тогда как в «Автопортрете с серой фетровой шляпой» (1887) - созданном менее чем через год—художник предстает перед нами, как смесь ярко выраженных, активных штрихов —синего цвета, акцентированных пылающим оранжевым и ярким белым. Полотно свидетельствует о власти неоимпрессионизма над художником и о зарождении его собственного уникального и значимого стиля.
АРЛЬ, Франция.
Хотя Париж оказался местом плодотворным для Ван Гога, в тоже самое время он подвергал его давлению и нездоровым искушениям. Рост напряженности между художником и его братом Тео, высокая стоимость жизни в Париже, вероятно, спровоцировали его переезд в Арль в феврале 1888 года.
”Я уехал из Парижа очень-очень расстроенным, очень больным и почти алкоголиком из-за переутомления", - писал позднее Ван Гог.
Арль был причудливым, красочным, близким к морю городом, окруженным плодородными оливковыми рощами, фруктовыми садами, виноградниками, пшеничными полями и желтыми всполохами подсолнухов. Богатство пейзажа дало бесконечное вдохновение Ван Гогу, который написал около 200 картин (более трех в неделю) во время своего 15-месячного пребывания в этой местности. Такие полотна, как "Жатва в Провансе", "Сеятель" и "Красный виноградник в Арле" (все 1888), изображают золотые поля, испещренные красными и синими крапинками под сияющим желтым небом. Его палитра в этой обстановке становилась смелее и ярче.
“Густо-зелёная свежая растительность, такую мы редко видим на севере”, - писал он через несколько месяцев после прибытия в Арль. - Когда она становиться выжженной и покрывается пылью, она не становится уродливой, тогда пейзаж приобретает оттенки золота во всех тонах.”
Ван Гог поселился в доме, который он ласково называл “Желтый дом". Он также стал героем нескольких картин, включая изображения его яркого фасада и собственной спальни художника, с солнечно-желтой кроватью и синими стенами, увешанными картинами. Осенью 1888 года, когда Ван Гог пригласил к себе в гости коллегу-художника Гогена, здесь же разыгралась домашняя драма. Всего через девять недель после приезда, Гоген в гневе уехал в ту пору эмоциональное состояние Ван Гога трудно было назвать стабильным. Вскоре после этого, он, как известно, отрезал часть своего левого уха. Эпизод послужил мотивом к написанию нескольких знаковых автопортретов, включая «Автопортрет с забинтованным ухом» (1889), и вызвал ряд изнурительных психических кризисов для художника.
СЕН-РЕМИ-ДЕ-ПРОВАНС, Франция.
После ряда психических срывов в Арле Ван Гог добровольно отправился в приют Сен-Поль-де-Мавзоль, расположенный в 20 милях к северу от Арля.
Жизнь внутри больницы была безрадостной: «постоянно слышны крики и ужасные завывания, как будто животных в зверинце», - писал Ван Гог.
А вот окружающий пейзаж был потрясающе красив, дарил и эмоциональную передышку, и пищу для творчества. Окно комнаты Ван Гога обрамляло сцену, которую он рисовал 15 раз: холмистые поля с оливковыми деревьями и кипарисами, окаймленные Альпийскими горами.
Ему также разрешалось совершать походы по окрестным полям и городам, и, вероятно, в один из таких случаев, была создана одна из самых известных его картин - Звездная ночь (1889). Темное, бурное небо вперемешку с яркими, мерцающими звездами и светящейся луной. Каждый раз, когда Ван Гог оправлялся от кризиса, он возвращался к свету, снова берясь за кисть.
Ван Гог работал сквозь страдания, но, в конце концов, так и не смог вынести собственного измученного состояния ума. Год спустя, в 1890 году, он покончил с собой в маленьком городке Овер на севере Франции. Но его картины живут, как доказательство художественного гения и неустанной приверженности своему пути. ❤️