Вот уж не собирался на эту тему писать заметку. Но придется... Чувствую себя Владимиром Ильичом Лениным, вынужденным отвечать на вопросы Карла Каутского.))
В комментариях к одной из своих предыдущих заметок получил следующее:
"Поп-рок это оксюморон, только не остроумный...Это всё равно, что сказать "Проститутка-верная жена".Есть поп-музыка с использованием рок-элементов. Этим балуются многие эстрадники, начиная от Валерия Леонтьева и заканчивая той же Аббой. Но это не повод называть это роком, даже и с приставкой "поп-".Конечно, при желании что-то доказать, можно ловко жонглировать термином "поп-" и подвести под него хоть Sepultura, но времена, когда музыка действительно делилась на народную (для отдельных любителей), академическую (для избранных) и популярную (для всех) давно прошли.
И дальше - , "западный поп имеет корни в кабаре и, конечно, в народной музыке (как и любой поп), а потом поп стал заимствовать приёмы рока, и не только его. Так что, никаких общих корней (между роком и поп-музыкой - прим. Автора). Абсолютно.И да, исходя из того, что я сказал, применение термина "поп-" к року и есть жонглирование, основанное на старинном заблуждении, что есть академическая серьёзная музыка, а есть "легкая". Первые рок-группы по инерции стали относить к легкой, совсем не поняв, что родился принципиально новый жанр музыки "рок". Отсюда и идет этот цирк с термином "поп-".Так что, для меня "западная журналистика" ни разу не авторитет. Я не попугай, и стараюсь делать выводы из того, что я слышу своими ушами."
Вот такое программное заявление. Отвечу так, как это понимаю я.
Существует мнение, что популярная музыка это какой-то отдельный жанр. На мой взгляд, нет никакой единой "поп-музыки" или "попсы". В каждый момент времени популярным жанром, стилем или субстилем является тот, который возник относительно недавно и является предметом наибольшего массового спроса.
То, что у нас относят к "попсе", по сути продукт разных музыкальных жанров в разное время. Внутри практически каждого жанра есть стиль или субстиль с приставкой "поп". Classical pop и instrumental pop в жанре easy listening, country-pop в жанре country, international pop в жанре world music, jazz-pop в джазе, traditional pop и vocal pop в жанре vocal. "Disсo" - порождение жанра R&B. То же самое и в поп-роке, где жанров с приставкой "поп" целая гроздь.
Вот и смотрите много ли общего во всех этих песнях с приставкой "поп".
Лично для меня слово "поп" в названии стиля или жанра не является дискриминационным. Сначала надо послушать, что собственно исполнитель или группа играют, а уже потом принимать решение, стоит это воспринимать в дальнейшем или нет.
Поэтому мнение уважаемого оппонента принять не могу никоим образом. Поп-рок вполне приемлемый для меня термин, означающий совокупность стилей, порожденных рок-н-роллом. Среди них есть и очень серьезные и трудные для восприятия. Есть и порождения массового спроса, легко воспринимаемые на слух (не означает плохие).
Вот примеры музыки поп в жанре "поп-рок".
Т.е никаких общих корней между поп и рок музыкой - "абсолютно" заявляет мой оппонент. Так ли это?
Теперь по частностям. ABBA не только использовала рок-элементы. На мой взгляд ABBA - рок-группа, использовавшая поп-имидж и поп-аранжировки для достижения коммерческого успеха. Недаром вещи ABBA пользуются успехом в качестве исходного материала для кавер-версий у металл-групп.
Западноевропейский "поп" действительно имеет корни в стиле "кабаре". Однако культурная экспансия после Второй Мировой Войны из США в Западную Европу, на мой взгляд, имела не меньшее, а может и большее влияние на формирование облика современной западноевропейской популярной музыки.
Насчет "народной музыки" не скажу, если, конечно, не считать народной фолк, блюз и кантри. Там "народные" песни принято обозначать как "traditional", т.е. традиционные.) А если серьезно, то влияния и заимствования из народных песен в самых разных жанрах конечно имеют место. Есть такие влияния и в поп-роке. И не только в части "поп", но и в самом что ни на есть "роке".
Ничего уж такого "принципиально" нового в появившемся жанре "рок" не было. Может, если только умение легко впитывать влияния других жанров. И на этой основе порождать вполне жизнеспособные "гибриды". Ну, и, наверное, очень большой разброс в звучании принадлежащих ему стилей и субстилей. Но, эта черта появилась не сразу, а с течением времени в процессе развития жанра.
Остальное мне тяжело комментировать, ибо на мой взгляд, в предложенном виде это мало чем обоснованный поток сознания. Может уважаемый оппонент подкрепит свое мнение примерами, тогда можно будет продолжить дискуссию.
С уважением.
P.S. Да, Sepultura - это жанр "поп-рок")))