В прошлой своей статье про литературу в школе я говорила, что произведения в программе, во-первых, не должны быть слишком длинными, и, во-вторых, должнв быть ближе к жизненному и эмоциональному опыту подростков.
Сегодня я хочу рассмотреть некоторые произведения, которые, как мне кажется, идеально удовлетворяют этим критериям.
"Уроки французского" Валентина Распутина. Небольшой, но ёмкий рассказ о дружбе учительницы и ученика. Ненавистный предмет благодаря молодой учительнице, не смотрящей на учеников как на тупое быдло, преображается для главного героя и становится одним из самых любимых. Печальный финал рассказа заставляет задуматься над важными вопросами: нужно ли учителю быть другом ученику, право ли руководство школы, уволив учительницу. В свете событий последних недель очень актуальное произведение, ведь учителя тоже люди.
"Чучело" Владимира Железникова.
Одна из самых пронзительных книг, которую мне довелось прочитать. Жестокость школьников показана во всех красках: главная героиня переживает буллинг и предательство. Она светлая, искренняя девочка, которую жестоко бьёт мир просто за то, что у нее необычная внешность.
"Дикая собака Динго, или повесть о первой любви" Рувима Фраермана.
Самая настоящая история о первой любви школьников, а также о дружбе. Даст сто очков вперед Тургеневу как произведение для школьной программы. Потому что в центре повествования подростки, которые только нащупывают свой путь в этой жизни, а не русский интеллигент, не способный хоть на какое-то действие.
"Кусака" Леонида Андреева.
Небольшой рассказ о любви к братьям нашим меньшим. Собаку приласкали на даче, а потом бросили, когда уезжали на зиму, и собака озлобилась. Рассказ дает больше поводов сопереживать участи животных, чем "Муму" того же Тургенева.
"Весенние перевертыши" Владимира Тендрякова.
Книга о раскрытии собственных способностей, о том, что не надо ставить на себе крест, если что-то тебе не дается. Наверное, ты просто это не понимаешь. Главный герой открывает для себя математику - и влюбляется в нее. В моей памяти навсегда останется размышление героев о том, что кошки иначе воспринимают время, чем люди. А ведь это повод поговорить об относительности!
Я перечислила те книги, которые предназначены для средних классов. Мне кажется, они действительно отражают мировоззрение и опыт школьников и при этом побуждают их подумать о важных проблемах без излишнего занудства.
В следующий раз я хочу поразмышлять о таких произведениях для старшей школы. В связи с этим хочу попросить вас написать в комментариях, какие книги вам особенно понравились, когда вы учились в 10-11 классах?